Городок Часов Яр. Это в Донецкой области.

Там есть Шамотный завод, где делают шамотный (огнеупорный) кирпич для печей и каминов. Там родился Кобзон и жила мамина мама - бабушка Маруся. Меня возили в этот городок родители, чаще летом на каникулах. А бывало и осенью, на "октябрьские", или весной на "майские" праздники. Ехали мы в Часов Яр долго с пересадками где-то в Артёмовске, на воняющих соляркой «ЛАЗах». Тошнило, трясло, хотелось пить и писать одновременно. Бабушка Маруся была родом из села Логовики, Полтавской области. Там и вырастила мою маму с тремя сестрами.

Сам город я не помню, - мы как-то сразу оказывались во дворе у бабушки. Деревянная скрипучая калитка. Дальше - сад, огород. Огромные кусты красной ароматной смородины. Навстречу шла бабушка Маруся - маленька, охайна, чепурна, полтавська бабушка. Позаду біг Жук(Жучок) - черный как смоль кобель. Это было удивительно - собака на украинском - "Він" Он(мужской род). Я его боялся.

Поцелуи, слёзы радости…

Проходьтэ в хату.

Мамо, а дэ моя сумка?

Як там Гаврюшка?

- Ігорёк, ты такый худый!

Жук, досить гавкать, иды гэть, иды в будку! Я тоби зараз!..

У него была будка!
Я впервые видел наяву ДОМ для собаки. У него еще был ошейник, цепь, и его пристёгивали к проволоке, прибитой к земле, чтоб он бегал только по двору и сторожил, главное, чтоб гавкал на приезжих. Гавкучий - значит хороший.

У бабушки пахло уютом. Всё было по-хозяйски. Цыплята были покрашены зелёнкой сзади, а не спереди, как у инвалида-соседа, "Щоб вэчэром порахувати своих". Бабушка жила небогато, на пенсию в 12 рублей и 50 копеек. Приезды дочерей,(тетя Оля, тётя Надя,тётя Тоня и моя мама - Катя), и нас, онучков, делали её одинокую жизнь веселее.
Конечно, они(тёти и мама) ей помогали деньгами и продуктами, как могли.

У меня, как говорят, "волос стыл", когда бабушка и мама рассказывали о до- и послевоенном голоде на Полтавщине. Бабушка ждала деда из плена и спасла четверых дочерей только тем, что умела шить и кроить и у неё был " Зингер". За крой и пошив ночью при свече давали жменю муки, - тем и выживали. Ели "грыцики" - это трава какая-то.
Я потом в лесу пробовал есть траву. Перепробовал много, пока не измазался в молочай, и меня долго мыли и отпаивали.
Вспоминали, как моя мама с тетей Олей в голод несли плату - две жменьки муки в платке, и не удержались - лизнули. Бабушка строго спрашивала:

Йилы муку?(Ели муку?)

Ни, мамо!(Нет, мама.)

А чому носы били?(А почему носы белые?)

Было очень стыдно, потому, что еще две сестры ждали еды.
На Полтавщине умерло в 30-е и послевоенные годы много народу…

Потом я прочитал у Анатолия Кузнецова «Бабий ЯР».

"- Нам, коммунистам, выдавали по талонам, чтоб не сдохли, немножко деревенским активистам тоже, а вот что ОНИ жрут - это уму непостижимо. Лягушек, мышей уже нет, кошки ни одной не осталось, траву, солому секут, кору сосновую обдирают, растирают в пыль и пекут из нее лепешки. Людоедство на каждом шагу.
- Людоедство! Господи! Как же это?
- Очень просто. Скажем, сидим мы, в сельсовете, вдруг бежит деревенский активист, доносит: в такой-то хате девку едят. Собираемся, берем оружие, идем в эту хату. Семья вся дома в сборе, только дочки нет. Сонные сидят, сытые. В хате вкусно пахнет варёным. Печка жарко натоплена, горшки в ней стоят. Начинаю допрашивать:

Где ваша дочка?
- У город пойихала…
- Зачем поехала?
- Краму (ткани - укр.) на платье купить.
- А в печи в горшках что?
- Та кулиш…

Выворачиваю этот «кулиш» в миску - мясо, мясо, рука с ногтями плавает в жире.

Собирайтесь, пошли.»

Машинка «Зингер». Бабушка всю ночь за машинкой, полуслепая, с давлением, чтоб дочки не умерли с голоду. Все четыре дочки выжили и ещё внуков нарожали. О дедушке Степане Крамном знаю только, что он воевал, был в плену, вернулся, много курил и умер от рака лёгких, когда мне было три года.

Мамины сёстры, мои тётки -Тоня, Оля и Надя - это отдельные рассказы.
Но как они пели с бабушкой Марусей и моей мамой!

"Ой там на горі » і »Рідна мати моя» - это протяжное горловое пение с переливами и подхватываниями вводило в какое-то первобытное состояние.
Когда я смотрю мультик «Жил-был пёс», и там поют "Ой там на горі" - я плачу, потому что я сразу в детстве, я там во дворе, возле бани, в Часов Яре, и бабушка Маруся с моими тетками и родителями не поют, - СПИВАЮТЬ. Есть разница. У бабушки был борщ, и ели его деревянной ложкой, это была экзотика, и притом вкусная, не то, что дома. На "ноябрьские" все обязательно ели "холодЭць из хрином та кровъянку, тильки не з тонкои а з товстои кишки", плюс граненая рюмка самогону(не мне, конечно). На майские - "варэники з картоплэю, вышнею." А если Пасха - то паска, как мы говорили. Тёмнокрасные твёрдые "яйця" из-под луковой шелухи, "кровъянка, курка, пэлюстка та огиркы." Яйця надо было бить друг об друга с сидящим рядом, и потом результаты живо обсуждались. Мы все ходили к дедушке на кладбище в Часов Яре. Я впервые в жизни увидел кладбище… Вначале всё было хорошо, красивая оградка, скамейка, столик. Только потом бабушка Маруся начинала сильно кричать и завывать, целовать маленькую фотографию деда Степана. На фото был молодой дядя, худой, в пиджаке с остановившимися глазами. Я удивлялся, почему-же он такой молодой, если он умер, а бабушка ведь старая, она не может быть его женой?!

"А на кого ж ты мэнэ покинув!!! А як жэ я бэз тэбэ буду жы-ы-и-и-и-ыть???» Бабушка кричала очень сильно - в голос, так «было надо», но это было очень страшно. Она, и мама, и тётки, поголосив так минут пятнадцать, как ни в чём не бывало, поправив могилку и успокоившись, садились выпить рюмочку самогону и поесть пирожки. Бабушкины пирожки - объяснить ЭТО КОЛДОВСТВО не способен человеческий язык, - "пухкэньки", хвасталась она(как пух, значит). Но я был парализован от их недавнего стенания, и есть ничего не мог. В ушах стоял женский крик-плач. Потом все забывалось и этому помогали вкуснейшие «варэники з вышнэю».

А было еще ЛЕТО!

Представьте себе огромную дубраву. Ну, в общем-то большой лес, в основном из вековых дубов. На окраине этого леса стоял домик моей бабушки Маруси. Нужно было взять палку, чтобы побороться с высокой крапивой и представить себя мушкетером или неуловимым мстителем. А потом приходила мама и мы шли через лес на ПРУД.

Пруд - это волшебное слово детства. Выглядел он так. Когда заканчивался дубово-папоротниково-крапивный лес, то появлялся пруд. Но он был, как бы внутри этого леса, со всех сторон в окружении дубравы. Песочный пляж, грибочки со скамеечкой, раздевалки, киоск с мороженым, ситро, сигаретами и пивом.
Даже будка со спасателями. Из киоска неслось целый день:

"- У леса на опушке жила зима в избушке...
- Хмурится не надо Лада, Лада...
- А я иду к тебе на встречу, а я несу тебе тебе цветы-ы, Той единственной на свете королеве красоты…
- Я каждый жест, каждый взгляд твой в душе берегу, твой голос в сердце моём, люби меня!..!

Мы лежали на подстилке под донецким солнцем с мамой и двоюродной сестрой Аллой, и ели пломбир в стаканчике за десять, или "фруктовое" за семь копеек.

Самым главным для меня аттракционом на пляже была деревянная конструкция в виде причала или рыбацкого мостика. Когда мама не видела, я разгонялся с берега и сигал в холодную воду пруда вместе с часов-ярскими пацанами. Пруд родниковый, на глубине и в жару вода ледяная, и уже после прыжка иногда сводила судорога.
Мама и двоюродная сестра Алла пугали меня страшными рассказами об утопленниках, но я всё равно нырял. Выгоняли меня на берег с боем трясущегося, с синими губами, соплями, и мольбами-обещаниями опять пустить нырять через полчаса.

Загорали с сестрой Аллой до черноты, часами играли в бадминтон. В воланчик вставляли камень и тогда можно было разойтись на большое расстояние. Он летел, шурша посреди пляжа и дубов бесконечно долго, и это было здорово. Собирали с ней в лесу для бабушки бутылки. Местные алкаши безвозмездно "помогали" таким образом пенсионеркам. Это было что-то вроде спорта, (ну, кто больше соберет, как грибы). Десять бутылок - вот и батон хлеба. Мы это понимали. На мороженое и кино для нас наши мамы оставляли средства.

"- Увезу тебя я в тундру, увезу к седым снегааааам…
- А я по шпалам, опять по шпалам иду домой по привычке,
тарару-тару-тарутам-ее
тарару-тару-тарутам-ее."

Мороженое, ситро, кукуруза, вареники.
Мы с Аллой, как обычно, «сгорали» и нам мазали спины на ночь простоквашей.

Рано утром Алла показала мне мостки. Копали червей в огороде, испортили бабушке грядку с укропом, за что и получили нагоняй. Я с этих мостков поймал потом свою первую рыбу. Огромного карася. Вот такого! Это было захватывающее все существо счастье, и воспоминаний на целый год.

Из старинного скрипучего шкафа, под красное дерево, с зеркалом, мы вытащили диковины, а бабушка рассказала, что при помощи этого раньше стирали и гладили. Стиральная доска и еще что-то деревянно-ребристое, - праска, что-ли. Потрясение.

Ночью мама и бабушка Маруся БАЛАКАЛЫ (шепотом разговаривали) в тишине. Мне, городскому мальчику, резала уши деревенская сверчковая тишина. И в этой тишине и в душной темноте мама и бабушка Маруся обсуждали жизнь, "всих родычив". "Мыли кости" моему папе - Гаврюшке, дяде Митьку, и другим зятьям. А претензии одни -
"не жалиють воны вас, дочэчкы мойи!.."

Суржик праздновал.

А я йому сказала и плюнула межы Очи!

А я писля цьОго так йому ничого и не сказала, розвернулась и пишла соби -
Отакойи! А що?!

Июньское утро! Как пахнет свежая красная смородина, когда её еще влажные от дождя розовые серёжки наполняют миску! Малина колется ужасно, но так хочется...

Жук, - на, на косточку, Жучок!

Из Часов Яра бабушку в Донецк забрала к себе тетя Оля.
Там бабушка Маруся через несколько лет и умерла в канун Светлого
Воскресенья.

Говорят, что души умерших на Пасху всегда попадают в Рай.

"Блажени нищие духом, яко тех есть Царство Небесное.

Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят."

Город (с 1938) на Украине, Донецкая обл. Железнодорожная станция. 19,8 тыс. жителей (1989). Добыча огнеупорных глин; производство огнеупорных изделий …

ЧАСОВ ЯР, город (с 1938) на Украине, Донецкая обл (см. ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ). Железнодорожная станция. Население 17,6 тыс человек (2001). Добыча огнеупорных глин; производство огнеупорных изделий … Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Город (с 1938) в Донецкой области УССР. Подчинён Артёмовскому горсовету. Ж. д. станция 23 тыс. жит. (1974). Крупный центр разработки огнеупорных глин. Заводы: огнеупорных изделий (промыгшленные объединения «Укрогнеупорнеруд»),… … Большая советская энциклопедия

Часов Яр - Ч асов яр, Ч асова яра (город) … Русский орфографический словарь

Огнеупорных глин на Украине, Донецкая обл. Уникальное по запасам высококачественных глин 35,5 млн. т. Разрабатывается открытым способом. Центр добычи г. Часов Яр … Большой Энциклопедический словарь

Огнеупорных глин, в Украине, в Донецкой области. Уникальное по запасам высококачественных глин 35,5 млн. т. Разрабатывается открытым способом. Центр добычи г. Часов Яр. * * * ЧАСОВ ЯРСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ ЧАСОВ ЯРСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ огнеупорных… … Энциклопедический словарь

часовість - вості, ж., лінгв. Абстр. ім. до час 7) … Український тлумачний словник

часовість - іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови

(часов), (μεταφ.) показатель, - [дилиа] ουσ. Θ. трусость … Λεξικό Ελληνικά-ρωσική νέα (Греческо-русский новый словарь)

Книги

  • История часов , В. Н. Пипуныров , На большом фактическом материале рассматривается история часов и проблемы измерения времени от древности до наших дней.В книге три части:- История часов древнего мира и Средних веков- часы… Категория: Библиотековедение Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель: ЁЁ Медиа ,
  • История часов , В. Н. Пипуныров , На большом фактическом материале рассматривается история часов и проблемы измерения времени от древности до наших дней.В книге три части:- История часов древнего мира и Средних веков-… Категория: Гуманитарные науки Серия: Издатель: ЁЁ Медиа ,

Перед вами карта г. Часов Яра с улицами → Донецкая область, Украина. Изучаем подробную карту Часов Яра с номерами домов и улицами. Поиск в реальном времени, погода

Подробнее об улицах Часов Яра на карте

Подробная карта города Часов Яра с названиями улиц показывает все маршруты и объекты, в том числе ул. Артема и Свердлова. Город расположен недалеко от . Для детального рассмотрения территории всего района достаточно изменить масштаб онлайн схемы +/-.

На странице интерактивная схема города Часов Яра с адресами и маршрутами района, перемещайте её центр, чтобы найти улицы.

Вы найдете всю необходимую подробную информацию о местоположение городской инфраструктуры в городе - магазины и дома, площади и дороги. Городские ул. Недогибченко и Целинная тоже в зоне видимости.

Спутниковая карта Часов Яра (Chasov Yar) с поиском Гугл ждет вас в своей рубрике. Вы можете воспользоваться поиском Яндекс, чтобы найти необходимый номер дома на схеме города и Донецкой области Украины в реальном времени. Интерактивный поиск районов на

Город Часов Яр находится на территории государства (страны) Украина , которая в свою очередь расположена на территории континента Европа .

В каком регионе (области) находится город Часов Яр?

Город Часов Яр является частью региона (области) Донецкая область.

Характеристикой региона (области) или субъекта страны является обладание целостностью и взаимосвязью её составных элементов, в том числе городов и других населённых пунктов, входящих в состав региона (области).

Регион (область) Донецкая область является административной единицей государства Украина.

Численность населения города Часов Яр.

Численность населения в городе Часов Яр составляет 16 767 человек.

Год основания г.Часов Яр.

Год основания города Часов Яр: 1876 год.

Телефонный код города Часов Яр

Телефонный код города Часов Яр: +380 6274. Для того, что позвонить в город Часов Яр с мобильного телефона, необходимо набирать код: +380 6274 и затем непосредственно номер абонента.

После ухода террористов из Славянска наши «ополченцы» тоже разбежались: одни ушли на Донецк, другие - кто куда (в Россию, в Крым)… Вошедших в город украинских бойцов выбежала встречать наш мэр. Даже фотографировалась с с новыми «освободителями», хотя за два дня до этого собирала предпринимателей города и требовала помогать армии ДНР. Что же изменилось после прихода Украины в наш город?

Городок Часов-Яр, Донецкой области, лет 20 назад был зеленым, опрятным, с большими промышленными заводами (Часовоярский огнеупорный комбинат, Гидрожелезобетон, Авторемонтный завод), с озерами в черте города, с детскими оздоровительными лагерями «Дружба» и «Мир», с хлебозаводом, на котором выпекали вкусный хлеб, четырьмя школами…

У власти в нашем городе никогда не было выходцев из Западной Украины, т.е «бандеровцев», у власти всегда был один и тот же клан «регионалов». Менялись мэры, но кукловодил ими директор «ЧОК» Валентин Лукьянов (папа Владислава Лукьянова - нардепа от ПР) и, конечно же, Артемовский городской голова более чем с 20-летним стажем Алексей Рева — регионал (папа депутата от ПР Дмитрия Ревы).

Но на сегодняшний день из четырех школ осталось 2, из десятка детсадов осталось 5, нет Дома пионеров, нет хлебозавода — все это продано за копейки и разрушено. Промышленные предприятия сокращают людей и потихоньку режутся на металлолом. Но город как-то пытается жить.

Как к нам в город пришел сепаратизм

С ноября прошлого года, читая страницы своих знакомых в соцсетях, я долго думала, почему у женщин, у мамочек, у педагогов (не у всех, но у большинства) столько ненависти, жестокости к тем людям, которые вышли на Майдан? Они «лайкали» страницы с призывом ввести танки в Киев и раздавить людей на Майдане. Теперь я понимаю — нас всех готовили к войне. И успешно подготовили…

Даже когда в Донецке уже захватывали государственные здания, а Славянск «освободил» Гиркин, в нашем городе ничего не предвещало беды. Все спокойно ходили к банкоматам и получали пенсии и зарплаты из бюджета Украины, а в соцсетях продолжали разглагольствовать о том, как «Донбасс всех кормит».

Первый звоночек, вернее, первая технология войны была запущена в 20 числах апреля. По соцсетям распространили новость, что «бандеровцы» приедут валить памятники Ленину в Артемовск и в наш Часов-Яр. На защиту вышли люди, но их было немного. На площади возле ДК засветилась и наш мэр Ольга Опанасенко, но дальше дело не пошло, так как, естественно, никто не приехал и памятник не трогал.

9 мая работники исполкома с георгиевскими ленточками, которые давно перестали быть символом победы, а стали знаком сепаратистов, во главе с мэром и руководителями предприятий участвовали в митинге, посвященном Дню Победы. В этот день впервые были замечены группы мужчин с розовыми лентами, которые позиционировали себя как Самооборона Часов-Яра.

Референдум 11 мая был организован практически за один день. Активисты ДНР обратились к Валентину Лукьянову с просьбой предоставить помещение для голосования. Он вроде как отказал, но 10 мая дал указание предоставить помещение ДК, клуба цеха №2 и №4. Работники исполкома предоставили списки, оставшиеся после выборов в ВР Украины. Референдум провели, желающих поучаствовать в нем было немало. Одним из первых на участок в ДК пришел В.Б. Лукьянов…

Потом были выборы Президента Украины. Вернее, должны были быть. Но буквально перед 25 мая горисполком Артемовска «захватили» активисты ДНР, сорвали символику Украины с фасада мэрии. Поэтому и в нашем городе выборы были отменены. Исполком спокойно работал и получал украинскую зарплату под флагом несуществующей антиукраинской республики.

На последнем звонке в школе №15 присутствовали представители ДНР, которые не разрешили на линейке включить гимн Украины и поднять флаг. Директор не разрешила им войти в школу с оружием, поэтому многим детям было непонятно, кто эти люди и почему нельзя поднимать флаг своей страны.

С 1 июня на хозяйственный двор ПРЖП (часовоярское ЖКО) заехала колонна тяжелой техники и человек 80 неместных вооруженных людей. Работников ПРЖП отправили в бесплатный отпуск. Но, т.к. это помещение находится рядом с домом дочери жены В. Лукьянова, ею был поднят скандал и «новые жильцы» были переселены в центр города (здание бывшего профкома муз.школы). Люди опять начали возмущаться, писать жалобы, что в центре города вооруженные люди, рядом больница, детсад, но мэр отвечала, что она «не при делах».

ДНРовцы занимались воспитательной работой. Парень, стоявший от ДНР на охране объектов Часов-Яра, рассказал, что в подвал свозили всех алкашей, бомжей для «перевоспитания», и тех, кто нарушил комендантский час после 22.00 . Особо возмущавшихся отправляли в Константиновку в подвал, или в Славянск — рыть окопы. За то, чтобы задержанные вернулись домой, взимали плату — 100-200грн…

Удивляет то, что люди, которые не учились, вели асоциальный образ жизни (не все, но многие) взяли в руки оружие, чтобы перевоспитывать других. И многие, как раньше мне казалось, адекватные люди, их поддержали.

Житель Часов-Яра Татаринов, сидел за столиком в кафе, подъехали ДНРовцы, начали бить его прямо на улице, — парень умер дома от побоев.

После многочисленных жалоб, штаб ДНР был перенесен на окраину города, в цех №4 ОАО «ЧОК» (опять сами замки взломали, сами заселились). На этой территории находится бомбоубежище, которое было затоплено водой. Так вот, провинившиеся жители, бывало, всю ночь черпали воду из него. Но жителям домов возле цеха№4 тоже не нравилось такое соседство и несколько женщин пришли к штабу ДНР с протестом. Приехала мэр Опанасенко и … сказала «Позакрывать рты, это защитники отечества, чтоб им лучше еду носили, помогали, убирали», — рассказывают женщины.

Жители города неоднократно видели, как заместитель мэра Сорокин обнимался, горячо приветствовал активистов часовоярской ДНР.

Город у нас маленький, почти все друг друга знают, очень удивительно было видеть, когда «депутат верховного совета ДНР» Карпеченко (ныне покойный) приехал в город на новом автомобиле «Ауди» с луганскими номерами, хотя этот человек всю жизнь ездил на старом «Москвиче». Говорят, наградили за особые заслуги в ДНР…

«Освобождение»

После ухода террористов из Славянска наши «ополченцы» тоже разбежались: одни ушли на Донецк, другие - кто куда (в Россию, в Крым)…

Вошедших в город украинских бойцов выбежала встречать наш мэр. Даже фотографировалась с с новыми «освободителями», хотя за два дня до этого собирала предпринимателей города и требовала помогать армии ДНР.

Что же изменилось после прихода Украины в наш город?

На исполкоме снова флаг Украины, на всех зданиях ОАО «ЧОК» — тоже. Но в исполкоме остались те люди, которые привели войну в наш регион, которые выходили с плакатами «Донбасс против войны и фашизма». Мы — украинцы, а они поддерживают Россию, но не отказались от украинских зарплат и продолжают править нами. Более того - продолжают ненавидеть нас и бороться с нами

С 8-го на 9 августа удивительным образом с исполкома исчез флаг Украины. Как раз перед этим анонсировалось вторжение российских войск. Неравнодушные граждане позвонили диспетчеру исполкома, который в ответ нахамил: «Какая вам разница? Завтра приходите на прием к меру и все узнаете». Позвонили на горячую линию милиции, зарегистрировали вызов по поводу снятия флага.

В городе создана волонтерская организация, которая занимается сбором средств для помощи армии, беженцам. Люди со своих мизерных зарплат выделяют средства. Исполком никак не участвует в этой работе. Беженцы приходят, регистрируются, а дальше ничего. В оздоровительный центр «Часовоярец» (на балансе ОАО «ЧОК») людей поселить нельзя, там могли только днр-цы размещаться. В пустующее инфекционное отделение Часовоярской больницы тоже нельзя — это противоречит закону…

Спокойно ли патриотам в городе? Нет, мы боимся за своих детей и не уверены в своей безопасности. На руках у тайных и не особо скрывающихся врагов очень много оружия, террористы просачиваются назад, домой, потому что они нигде не нужны. Работа по зачистке идет, но мы видим, что многие из предавших страну остались в своих креслах.

Например, уже после «освобождения» Часов-Яра от сепаратистов в сетях ВКонтакте и Одноклассники появились странички для травли патриотов Украины. Называются конкретные фамилии, звучат неоднозначные угрозы…

А 25 августа была сожжена беседка, выкрашенная в цвета флага Украины, принадлежащая предпринимателю-патриоту Руслану Петренко. Именно