Отвлекусь на время от Израиля и расскажу о нашей российской копии Святых мест, Новоиерусалимском монастыре. Может кто не знает, недалеко от Москвой существует аналог , посетив который можно получить почти точное представление об оригинале.

Купол ротонды Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.

В 1656 году в 50 верстах к западу от Москвы в излучине реки Истра патриархом Никоном был основан монастырь, в образе которого по его замыслу архитектурно и топографически должны были быть воспроизведены Святые для христиан места Иерусалима и Палестины. Выбранное место как нельзя лучше подходило для этого. Царь Алексей Михайлович Романов, отец Петра I, благословил Никона на воплощение его замысла. Обозревая окрестности с холма, царь лично нарек «имя монастырю - Новый Иерусалим».Окрестности монастыря получили палестинские названия. Центральный холм был назван Сионом, холм к востоку от него нарекли горой Елеон, а холм к северо-западу назвали горой Фавор. Реку Истру в районе монастыря переименовали в Иордан.


Центром монастыря стал Воскресенский собор, архитектурная копия иерусалимского Храма Гроба Господня. Строительство собора началось в 1658 году под руководством Никона, который бросил патриарший престол и, покинув Москву, переехал на жительство в Новоиерусалимский монастырь. Собор возводили по чертежу и описаниям иеромонаха Арсения Суханова, побывавшего в Иерусалиме в 1653 году. В его облике были точно воспроизведены размеры, план и структура оригинала.

Строительство монастыря продолжалось в течение восьми лет вплоть до 1666 года, когда Никон решением Церковного Собора 1666-1667 гг. был лишен сана и сослан в Ферапонтов монастырь. На тринадцать лет строительство прекратилось и возобновилось только в 1679 году, после воцарения Федора Михайловича, старшего брата Петра I. После смерти царя Федора в 1682 году, строительство продолжалось при царях Иоанне и Петре Алексеевичах и завершилось торжественным освящением его в 1685 году, в присутствии молодых царей и царевны Софьи Алексеевны.

Опальному патриарху Никону, которому разрешили вернуться назад только в 1681 году, не суждено было увидеть свое детище в завершенном виде. Он скончался под Ярославлем по пути в Новый Иерусалим и был торжественно похоронен в одном из пределов Воскресенского собора. В 30-е годы советские власти вскрыли гроб патриарха Никона и местонахождение его остатков неизвестно до настоящего времени.

Вид на Воскресенский собор с восточной стороны.

Также как и Храм Гроба Господня Воскресенский собор имеет крестообразную в плане центральную часть с алтарем, увенчанную куполом. С южной стороны собора до 1941 года возвышалась многоярусная колокольня, которая обрушилась при подрыве собора отступавшими немцами и до сих пор не восстановлена.

Воскресенский монастырь на открытке 1912 года. Колокольня еще цела.

Главный вход в Воскресенский собор Нового Иерусалима, как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. У южных врат на месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, рассказывающей о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения и его святынях. В стихотворной композиции летописи употреблен акростих, читающийся по первым буквам строк основного текста «ВОСКРЕСЕНСКОГО СЕГО МОНАСТИРЯ ГРЕШНОЙ АРХИМАНДРИТ НИКАНОРИС НАПИСАЛ СЛОЖНУЮ СИЮ ТАБЛИЦУ ВСЕМ ПРОЧИТАЮЩИМ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ, КОГДА БЕ ОБИТЕЛ СИЯ И ЦЕРКОВЬ НАЧЕТА И КТО СЕМУ СТРОИТЕЛ БЕ»

Придел архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных

Под Святой Голгофой Патриархом Никоном была устроена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Посвящение придела соответствует первообразу и объясняется тем, что, по словам святителя Иоанна Златоуста, Предтеча Господа, предваривший Его своим рождеством и проповедью, предварил также добровольные Его страдания, смерть и сошествие во ад, где он возвестил душам праотцев о явлении в мир Мессии. Предания связывают с этим местом в храме Гроба Господня два погребения: праотца Адама и первосвященника Мелхиседека - первого царя Иерусалима.

Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой. 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха-схимонаха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. Любимый ученик Святителя архимандрит Герман и братия, облачавшие усопшего в погребальные одежды, убедились, что плоть его не издает злосмрадия и «нимало повредися». После отпевания в Успенской церкви Патриарх Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Вскоре архимандритом Германом были написаны две стихотворные эпитафии на могилу своего духовного отца и учителя. Одна из них, высеченная на большой белокаменной плите, находится в изножии гробницы Святителя. Здесь же лежит на аналое икона, изображающая Патриарха Никона как местночтимого святого - с нимбом вокруг главы.

Стенопись над гробницей представляет Деисусный чин, где Господу Вседержителю предстоят в молении Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча и святые, соименные Патриарху Никону: преподобный Никита, столпник Переславский, и преподобный Никон.

Изразцовый иконостас придела был устроен в конце XVII века. Надпись между ярусами, вырезанная по белому камню, указывает на первообраз в храме Гроба Господня: «Церковь святаго Иоанна Предтечи под святою Голгофою, издолблена в камени».

Иконы в иконостасе - современного письма. Наряду с житием Крестителя Господня они отражают и житие Патриарха Никона. В боковых пролетах второго ряда изображены Святитель Филипп, митрополит Московский (†1569), и Патриарх Никон, для которого святой Филипп был духовным образцом священномученика, убитого за обличения царя Иоанна Грозного, и церковного строителя, создавшего в период своего игуменства на Соловках великолепные каменные храмы Спасо-Преображенского монастыря.

В середине 1930-х годов погребение было кощунственно вскрыто, судьба честных останков Святейшего Никона неизвестна.

Камень миропомазания

Камень миропомазания в Ново-Иерусалимском Воскресенском соборе находится против Красных врат, под сенью увенчанной крестом. В Великую Пятницу в Новом Иерусалиме святую Плащаницу спускают с Голгофы и полагают на Камень миропомазания - священное подобие мраморной плиты, которая в Иерусалимском храме Гроба Господня покрывает место, куда праведные Иосиф Аримафейский и Никодим, сняв со Креста Пречистое Тело Спасителя, положили Его, помазали миром, обвили плащаницей и похоронили во гробе, «как обыкновенно погребают иудеи» (Ин.19: 40).

Святая Голгофа

Голгофская церковь освящена Патриархом Никоном в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В северной части придела воспроизведено Лобное место (по-еврейски - Голгофа), где был распят Спаситель. Плоское камнепостлание с тремя круглыми углублениями означает вершину горы, на которой стоял Крест Господень и, по сторонам от него, - кресты двух разбойников. Глубокая трещина напоминает о расселине, образовавшейся в момент смерти Иисуса, когда «земля потряслась и камни разселись» (Мф. 27: 51).

В глубине Лобного места находится кипарисовый Крест в меру Креста Господня, привезенный по заказу Патриарха Никона из Палестины. Образ распятого Христа выполнен, вероятно, в Новом Иерусалиме монастырским резчиком.

В первоначальном иконостасе Голгофской церкви помещалась икона Господа Вседержителя с припадающими Святителем Филиппом, митрополитом Московским, и Патриархом Никоном.

Сохранившийся на Голгофе трехъярусный иконостас относится к XVIII веку. Он украшен накладными вызолоченными деталями и резьбой вглубь по фону. На Царских вратах изображено в высоком рельефе Моление Господа в Гефсиманском саду.

В иконостасе было 20 икон на тему Страстей Христовых, выполненных в мастерской Сергея Горяинова в Москве. Внизу, «в тумбах», помещались картуши с изображением истории предательства Иуды.

На протяжении всей истории Нового Иерусалима Святую Голгофу благоукрашали высокохудожественные произведения церковного искусства.

Центральный столп придела облицован изразцами XVII века, составляющими узор в виде четырехконечных крестов и восьмиконечных звезд.

В южном дверном проеме установлены литые бронзовые врата того же времени. Они состоят из двух створок, заполненных сквозным, рельефно проработанным с лицевой стороны растительным орнаментом.

Со стороны притвора вход на Голгофу обрамлен перспективным порталом, поражающим красотой и разнообразием изразцового набора. Силы Небесные, рог изобилия с плодами, колос и виноградная гроздь, символизирующие Таинство Евхаристии, образуют вместе с другими изображениями великолепную композицию, куда включено и полукружие из васильков - царских цветов, которыми, по преданию, покрылась гора Голгофа после крестной смерти Спасителя, свидетельствуя о Распятом как о Царе Небесном.

Истина Боговоплощения и Воскресения со всей полнотой выражена в Голгофском Распятии. Пречистое Тело Спасителя, переданное анатомически правильно, не искажено физическими страданиями. Прекрасен и спокоен лик Иисуса - совершенного Бога и совершенного Человека, воспринявшего «вольное распятие во общее воскресение рода человеческаго».

От Креста исходит тонкий запах кипариса, чье благоухание ощутимо иногда во всем соборе. Пресвятые стопы Спасителя, к которым благоговейно прикладываются богомольцы, временами обильно мироточат.

Церковь святых равноапостольных Константина и Елены

Подземная церковь Нового Иерусалима повторяет первообраз - четырехстолпный одноглавый храм, сооруженный в Иерусалиме на месте Обретения Животворящего Креста Господня, сброшенного с Лобного места в глубокую цистерну к востоку от горы Голгофы.

Сооружение «земляной церкви» в Новом Иерусалиме велось в 1680-х годах, однако рвы под ее фундамент были вырыты еще при Патриархе Никоне. Тогда же здесь открылся Живоносный источник.

В храме сохранился медный, местами вызолоченный, чеканный иконостас середины XVIII века. В первом ярусе, по сторонам Царских врат, изображены Спаситель и Пресвятая Богородица. В центре второго яруса помещен образ Голгофского Креста, которому предстоят в молении святые равноапостольные Константин и Елена.

В южной части церкви находится придел священномученика Кириака, Патриарха Иерусалимского (†363). Посвящение церкви связано с историей Обретения Животворящего Креста Господня, местонахождение которого указал царице Елене Иуда - житель Иерусалима. Впоследствии он принял святое крещение с именем Кириак, стал Патриархом Иерусалимским и в период гонения на христиан скончался после пыток как мученик за веру.

В южной стене главного алтаря устроено «седалища» царицы Елены, обозначающее место, откуда она наблюдала за раскопками во время поисков Креста Господня.

Пещера Обретения Животворящего Креста воспроизводит первообраз. Здесь находится кладезь, из которого можно взять святую воду. Через овальное отверстие в своде видна построенная в XVIII веке «палатка» и восстановленный в процессе реставрационных работ 1980-х годов деревянный Крест в меру Голгофского Креста.

Как и во всем Воскресенском соборе, в подземной церкви сочетаются архитектурные формы и убранство XVII - XVIII веков. Особенно богато оформлен барочной лепниной и вызолоченной резьбой барабан церковной главы, имеющий внутри хоры, через которые можно выйти на кровлю храма.

В северной части церкви погребены Варвара Ивановна Суворова-Рымникская, урожденная Прозоровская (1750-1806), супруга великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800), и единственный их сын Аркадий Александрович Суворов (1786-1811). Надгробные плиты находятся на месте бывшего придела, устроенного в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» семьей Суворовых - щедрых вкладчиков Воскресенской обители.

Приделы Страстей Господних

Страстям Христовым посвящены придельные церкви за главным алтарем собора, устроенные Патриархом Никоном в соответствии с первообразами в храме Гроба Господня. Здесь же находятся входы в придел святителя Андрея Критского и в Подземную церковь.

Приделы Страстей Господних имеют высокие изразцовые иконостасы, уходящие в барабаны световых глав. В XVII веке они были ограждены с запада невысокими стенками клиросов, впоследствии разобранными. На южной стене каждого придела находится белокаменная плита с текстом «каменного путеводителя». Эти плиты были установлены в соборе в первой половине 1680-х годов. Их надписи цитируют «Проскинитарий» и относятся к храму Гроба Господня, давая паломникам возможность сопоставить святые места «тамо» - в древнем Иерусалиме, и «зде» - и Иерусалиме Новом.

Северный придел именуется церковью Написания титла. По преданию, в Иерусалиме здесь хранилась дощечка с надписью, поставленная над главой Иисуса Христа на Кресте и означающая вину Его: «Иисус Назорей, царь Иудейский» (Ин. 19: 19). По приказу Понтия Пилата надпись была начертана на трех языках. Об этом говорит текст на фризе иконостаса: «Церковь в нейже титла написаная от Пилата еврейски, гречески, римски». У правого клироса в стену вмурована белокаменная плита с резной надписью, которая продолжает надпись на иконостасе и относится к храму Гроба Господня: «В неи же служат хабежи, люди черные, иже от великия Ефиопии христиане».

Придел был освящен во имя святого Лонгина Сотника - римского воина, стоявшего при Кресте Господнем на Голгофе и уверовавшего в Сына Божия при виде дивных знамений во время смерти Его. По преданию, на этом месте в Иерусалиме была обретена слепою женщиной глава святого Лонгина, пострадавшего за Христа, причем слепая получила прозрение.

Центральный придел посвящен Разделению риз Спасителя, о чем свидетельствует надпись на иконостасе: «Церковь на месте идеже разделиша воини ризы Христовы и меташа жребия». Текст «каменного путеводителя» отмечает: «Зде служат армяне». Имеется в виду храм Гроба Господня, некоторые места которого принадлежат Армяно-григорианской церкви.

Третий придел, как написано на фризе иконостаса, - «Церковь на месте идеже поругашася воини Христу и пакости деяху Ему». В храме Гроба Господня здесь хранится под престолом часть колоны, на которой сидел Христос, когда на Него возлагали Терновый венец. В Новом Иерусалиме эта святыня воспроизведена в виде высокого камня с закругленным верхом.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Благодатное присутствие Живого Бога особо ощутимо внутри Воскресенского собора, где «изображены», как сказано в монастырских описях, святые места Страстей Господних и светлого Христова Воскресения.

Северные врата собора ведут в галерею, восточную часть которой занимает церковь, именуемая Темницей. Ее первообраз в храме Гроба Господня связан с преданием о пещере в утесе Голгофы, где содержали под стражей узников, пока приготовлялись орудия казни. В древние времена пещера служила садовой сторожкой. Об этом в Темничной церкви Нового Иерусалима повествует надпись на изразцовом иконостасе XVII века:

«Церков Темница, в ней же удержан бысть Господь наш Иисус Христос от Пилата, дондеже приготовлены быст вещи о Распятии. Прежде вертеп был стража вертограду».

В Иерусалиме Темничная церковь посвящена Пресвятой Богородице, ибо Матерь Божия оплакивала здесь Своего Божественного Сына, когда Его повели на Распятие.

Придел, подобно прототипу, имеет четыре опорных столпа. Но если в иерусалимской церкви столпы низкие, а свод над ними - сомкнутый, то в Успенском приделе столпы высокие, предназначенные нести световую главу, - к сожалению, разобранную в XVIII веке. Темная, пещерного типа церковь-первообраз преображена в Новом Иерусалиме в стройный одноглавый храм, пронизанный льющимся сверху светом, который символизирует свет небесный, горний. Этот архитектурный образ воплощает тему Воскресения и Вознесения Богородицы, тему победы над смертью, торжества жизни вечной. Вместе с тем в планировке Успенской церкви сохранена память о событиях Страстной седмицы. В северной стене расположена маленькая «палатка», обозначающая место, где стояла Пресвятая Богородица, когда Её Сына и Господа пригвождали ко Кресту, и Ей Самой оружие пронзило душу (Лк. 2: 35).

С запада к церкви Успения примыкает обширная трапеза. Здесь находится ковчег с частью мощей (длань правой руки) святой мученицы Татианы. Эта святыня была пожертвована в обитель царевной Татианой Михайловной в 1691 году.

В южной стене трапезы помещается Темница Господня, устроенная для хранения каменных Уз Спасителя - священного подобия камня-колодки с двумя отверстиями, в которые были заключены ноги Спасителя во время мучений Его. Святыня воспроизводит первообраз, перенесенный в храм Гроба Господня из претории Понтия Пилата.

В XVIII веке свод Темницы был покрыт лепниной с изображением орудий Страстей Христовых, среди которых - мешочек Иуды с 30-ю сребрениками, цепи с гирями, факелы, бичи, гвозди. Современное паникадило в виде круга с лучами и шипами напоминает о Терновом венце Спасителя.

Гроб Господень

Главная святыня Нового Иерусалима - Живоносный Гроб Господень. Подобно первообразу, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы.

Патриарх Никон освятил Кувуклию Гроба Господня в начале 1660-х годов. Первоначально часовня имела деревянное завершение, замененное к 1685 году восьмигранным шатриком, ныне утраченным.

Наружное убранство пещеры Святого Гроба состоит из керамической аркады, повторяющей мраморную аркаду первообраза. Между колонками находились стенописи, изображавшие Пресвятую Богородицу и апостолов.

Войдя в Кувуклию через единственный вход с востока, попадаем в придел Ангела, где лежит округлый камень - подобие того камня, который был отвален от Гроба Господня Ангелом в ночь Воскресения Христова.

Первоначально камень в Иерусалиме был большим - в размер проема, ведущего в пещеру Святого Гроба. Но от него откалывали части для перенесения в другие храмы, и к XVII веку в часовне остался камень, нижний конец которого уходил в землю, а верхний составлял 28х51х47см. Такие же размеры были у камня-подобия, лежавшего в Кувуклии Нового Иерусалима при Патриархе Никоне и чудом уцелевшего в бурях лихолетий.

Из придела Ангела в пещеру Гроба Господня ведет низкий и узкий проем. Склонившись, входим в Святой Вертеп, во всем подобный той гробнице, где погребли Пречистое Тело Сына Божия и откуда воссияло миру Христово Воскресение. Вдоль северной стены пещеры находится погребальное ложе, покрытое плащаницей. Преклонив колени, поклонимся Живоносному Гробу и приложимся к лежащему на плащанице Евангелию, исповедуя скорби своей души и с покаянием испрашивая милости и благодати у Христа Спасителя.

Изразцовое убранство снаружи пещеры Гроба Господня представляло собой иконостас и отражало значение Святого Вертепа как алтаря, а погребального ложа Спасителя - как престола и жертвенника, на котором в Иерусалиме совершается Божественная литургия. В связи с этим колонки Кувуклии повторены во всех изразцовых иконостасах Воскресенского собора, знаменуя значение алтаря и престола как Гроба Господня.

Изобразительные мотивы колонок тождественны образам Священного Писания и церковных песнопений. Они символизируют Кровь и Плоть Спасителя, Таинство Евхаристии, Воскресение Христово и Новозаветную Церковь. Наряду с традиционными изображениями - пшеничным колосом, виноградной гроздью, яблоком граната и цветком, которым уподобляется Христос в канонах и акафистах, использованы новые для православной иконографии мотивы. Так, на полукруглой в плане колонке изображена наряду с виноградной кистью завеса, означающая Плоть Христову. По словам апостола Павла, мы имеем «дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10: 19-20).

Раскрытая завеса, но в другом значении, изображена на той же колонке посреди выпуклого, ярко-коричневого сердца, над которым помещена митра-корона, увенчанная крестом. Ключ к символике этой композиции находим в апостольском сравнении христиан с письмом Христовым, написанным Святым Духом «не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3: 3).

В Ветхом Завете пророк Моисей, получивший от Господа каменные скрижали откровения, снимал с лица своего покрывало, являясь пред Богом (Исх. 34: 34). Так же снимется покрывало с сердец израильтян, когда они обратятся, придут ко Христу (2 Кор. 3: 15-16). «Плотяные скрижали сердца» с раскрытой завесой - это образ Нового Завета и нового человека, образ христианина с открытым сердцем, где Дух Божий начертал заповеди Господни. Исполнение их открывает человеку путь к обожению, к стяжанию «венца жизни», «венца славы».

Изображение на изразцах венца в виде митры-короны можно понимать как образ народа Божия, омытого от грехов Животворящею Кровью Христовой и соделанного «царями и священниками Богу» (От. 1: 6). Вместе с тем митра-корона символизирует и Главу Церкви, Царя царей и Великого Архиерея - Господа Иисуса Христа в славе Своей.

Уцелевшее начало надписи имеет духовно-назидательный характер: «Отдадим Образу пообразное, познаим наше достоинство, почтим начало образное, познаем тайны силу и за кого Христос умре». По толкованию аввы Дорофея это означает, что мы, сотворенные по образу Божию, должны почитать свой Первообраз и не бесчестить Его грехами. Ведь Бог, умилосердившись над Своим созданием и образом, «сделался человеком и подъял смерть за всех, чтобы нас, умерщвленных, возвести к жизни».

«Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует».

Завершается текст исторической «летописью» с уникальной по необычности датировкой. Названо лето от сотворения мира - 7174, и не лето от Рождества Христова, как обычно, а лето от Воскресения Христова - 1632. Прибавив 33 года земной жизни Спасителя, получаем дату создания изразцового пояса: 1665 год.

Центральную часть собора занимает храм Воскресения Христова. Главный алтарь имеет, подобно первообразу, пониженную восточную стену. Она служит основанием для четырех столпов, поддерживающих верхнюю часть апсиды, где сохранилась изразцовая облицовка с композицией «Неопалимая купина».

По периметру храма расположена изразцовая надпись, начинающаяся словами:

«Сказание о церковных таинствах, яко храм убо или церковь мир есть сей, место святое, Божие селение и особный дом молитвы, собрание людей».

Далее поясняется значение престола, который символизирует Иерусалим, и жертвенника, знаменующего Вифлеем. Раскрывается значение просфоры и других богослужебных предметов. В заключение говорится, что следовать «видению Промысла» есть «божественное наслаждение», означающее «торжество достойных».

Надпись выполнена в 1666 году и по технике исполнения сходна с надписью в ротонде Гроба Господня. Ширина фриза - 33 см, высота букв - 23 см.

Текст составлен Патриархом Никоном в поучение богомольцам на основе сочинения преподобного Григория Синаита (†1346). Этот подвижник, имевший учеников и последователей в разных странах восточно-христианского мира, подвизавшийся на Синае и Святом Афоне, посещавший Иерусалим для поклонения Гробу Господню и живший в Константинополе, был для Святейшего Никона великим учителем внутреннего делания и олицетворением духовного единства Вселенского Православия.

Придел святой Марии Магдалины

В XVIII-XIX веках в Воскресенском соборе находились придельные церкви, устроенные благотворителями Нового Иерусалима, среди которых было несколько поколений Дома Романовых. Из этих церквей сохранился только придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, близ места, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина, когда погребали Господа. Церковь была создана в 1801 году императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей Небесной покровительницы. Это один из красивейших приделов храма, оформленный по проекту архитектора М.Ф. Казакова в стиле классицизма.

Церковь представляет собой небольшой алтарь с притвором, где находились деревянные хоры для пребывания Августейшей семьи во время богослужения. С юга церковь отделялась невысокой сквозной металлической оградой. Алтарная часть в виде полуротонды с колоннами коринфского ордера выполнена из белого каррарского мрамора, украшенного вызолоченной бронзой.

  • Грандиозный проект патриарха Никона (1605-1681), направленный на воссоздание почитаемых мест Священной Земли.
  • Планировка монастыря напоминает Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
  • Интересный памятник архитектуры XVII-XVIII веков, построенный и реконструированный лучшими архитекторами, в том числе Б. Растрелли.

Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь - один из самых известных в Подмосковье. Это - уникальное святое место, удивительное и по своему замыслу, и по его воплощению, в котором участвовали знаменитые архитекторы сразу нескольких эпох. Он воспроизводит расположение главных святынь Иерусалима: Воскресенский храм - аналог храма Гроба Господня с приделами, подземная церковь Константина и Елены - аналог пещерной палестинской церкви, Рождественская трапезная церковь. Природный рельеф местности носит библейские названия: горы (холмы) Фавор, Ермон, Синай, Елеон, река Иордан (Истра), Гефсиманский сад.

Монастырь был основан в XVII веке патриархом Никоном, и некоторые сохранившиеся святыни (гробница и скит) связаны с его именем. Это , и здесь же проводятся экскурсии, работает воскресная школа для детей и взрослых, действует гостиница для паломников. При монастыре открыт небольшой музейно-выставочный комплекс, постоянная экспозиция которого посвящена русскому церковному искусству, а также археологии и истории Московской области. В парке комплекса Ново-Иерусалимского монастыря под открытым небом расположен Музей деревянного зодчества.

Личность патриарха Никона

Основатель монастыря, патриарх Никон (1605-1681), оставил противоречивый след в истории. В православной среде далеко не все приняли его церковную реформу, начатую в 1653 году и во многом приблизившую Русскую православную церковь к европейской Константинопольской. Старообрядцы видели в этом ущемление исконной Русской церкви. Сопротивление реформе Никона привело к трагедии: к старообрядцам не только не прислушивались, их массово преследовали и казнили.

Царь Алексей Михайлович вначале горячо поддерживал Никона. Однако после русско-польской и русско-шведской войн, во время которых патриарх своеобразно занимался внутренней политикой вместо занятого военными действиями государя, Никон был вынужден отречься от патриаршего престола. Никон был подвергнут опале и сослан в отделенный Ферапонтов монастырь, где провел 15 лет. После смерти царя Алексея Михайловича новый царь - Фёдор Алексеевич - разрешил Никону вернуться в любимый им Ново-Иерусалимский монастырь. По дороге Никон скончался и был погребен по обряду патриарха в этом монастыре, под Голгофой.

История возведения монастыря

Место для постройки монастыря патриарх Никон выбирал сам. Он часто посещал крупный Иверский монастырь в городе Валдай, по пути останавливаясь для отдыха в селе Воскресенское (ныне город Истра). Топография этой местности натолкнула его на грандиозный план. Обитель под Истрой должна была стать символом Третьего Рима: военное и политическое влияние России росло как на западе, так и на востоке, и центр влияния в православном мире также сместился в Москву.

В 1656 году Никон начал скупать земли, переименовывая местности в соответствии со своим планом. Через год была построена деревянная Воскресенская церковь на горе Елеон, в память об освящении которой вместе с царем Алексеем Михайловичем патриарх возвел Поклонный крест (восстановлен в 2006 году). Сам монастырь был заложен западнее Елеонского холма, на холме Сион. Севернее его находится Фаворский холм. Река Истра была переименована в Иордан. На въезде в город был небольшой женский монастырь, названный Вифанией. Таким образом, полностью была воспроизведена топография Палестины и возник Ново-Иерусалимский монастырь.

До своей ссылки патриарх Никон не успел достроить монастырь. В 1685 году, при регентстве царевны Софьи, сестры будущего , в обители были совершены значительные доработки. Пётр I, напротив, не благоволил к монастырям: при нём штат монахов и доходы монастыря резко сократились; вдобавок в 1726 году монастырь был почти полностью уничтожен пожаром. И лишь спустя 20 лет императрица Елизавета Петровна взялась восстанавливать монастырь, назначив архитекторами проекта Карла Ивановича Бланка и (Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли.

Архитектура Ново-Иерусалимского монастыря

Формы главного храма обители - Воскресенского собора - были вдохновлены не только храмом Гроба Господня, но и, возможно, описаниями храма Соломона, почерпнутыми из Библии, а также храма Святой Софии Константинопольской. Об иерусалимском храме зодчие имели представление по деревянной модели, привезенной из Палестины. Главным зодчим храма был назначен Аверкий Мокеев, который участвовал также в постройке Никоном двух других крупных монастырей - Крестного монастыря на Кий-острове и Иверского монастыря на Валдае.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря состоит из трех частей: большой ротонды с шатром, четырехстолпного храма и подземной церкви Константина и Елены. Кроме того, в соборе изначально были усроены приделы Усекновения главы Иоанна Предтечи, Успения Богоматери и верхняя Голгофская придельная церковь. При последующих реставрациях число приделов возросло. Особенно выделяется в общем многосоставном силуэте храма огромное шатровое завершение ротонды. В ротонде находится кувуклия - часовня Гроба Господня. Многие удивляются завершению ротонды: ведь патриарх Никон впоследствии запретил возведение шатровых крыш в церквях. Вероятно, патриарх не хотел, чтобы храм был повторен, поскольку в этом случае сакральное значение Воскресенского собора было бы снижено: на Руси мог быть только один аналог Гроба Господня.

Хотя собор строился в эпоху русского средневековья, он всё же апеллирует к ордерным формам, которые русские мастера узнавали из книг и гравюр, привезенных из Западной Европы. Замечательными образцами непосредственно русского искусства являются изразцы. Ими занимался, в частности, знаменитый мастер Степан Полубес, украсивший изразцами многие московские храмы. При Никоне были созданы даже керамические иконостасы.

В эпоху царствования Елизаветы Петровны при реставрации монастыря главенствующий стиль изменился: им стало барокко. Тяжелый каменный шатер Воскресенского храма был заменен деревянным, с большим количеством люкарн, благодаря которым ротонда стала освещена.

С востока к Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь константинопольского императора и его матери. Церковь подземная: так мастера пытались воспроизвести аналог церкви Константина и Елены в Палестине, которая вырублена в скале. В XVIII веке церковь приобрела дополнительные купола и ров вокруг, для защиты от подземных вод.

Высокую крепкую стену монастыря украшают башни: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, надвратная Елизаветинская, Инноплеменичья, Фаруха, Ефремова и Дамасская (по часовой стрелке). Башни схожи между собой, но имеют некоторые различия в декоре, ширине оконных проемов и форме архитектурных объемов. Башни претерпели значительные изменения со времен Никона. Больше всего «досталось» Елизаветинской.

Помимо башен, стену украшает Входоиерусалимская надвратная церковь, выстроенная под руководством архитектора Якова Бухвостова. Это церковь имеет форму восьмерика на четверике, при этом нижний объем оформлен полукружиями притворов. Несмотря на сложный силуэт и общую устремленность вверх, надвратная церковь не перекрывает ротонду Воскресенского храма, которая является главной доминантой ансамбля.

В западной части монастыря расположены преимущественно хозяйственные постройки, выстроенные большей частью в конце XVII века по приказу царевен Софьи и Татьяны. Это трапезная с церковью Рождества, больничные палаты, архимандричьи палаты, палаты «монастырских деток». Почти все постройки подвергались значительным переделкам и реставрациям. Исключение составляют палаты Татьяны Михайловны, солодовые и кузнечные палаты . Первые сооружены значительно более нарядно - украшены ордерными наличниками и пилястрами.

Говоря о комплексе Ново-Иерусалимского монастыря, стоит упомянуть еще одну постройку, лежащую за Гефсиманским садом, - скит патриарха Никона. Именно о нём писал («Оставленная пустынь предо мной…»). Несмотря на минорный настрой стихотворения, сама постройка выглядит довольно нарядно: она украшена изразцами и майоликой и внешне совсем не похожа на монашеский скит. Однако внутри она весьма аскетична, как подлинное жилище отшельника.

Во время монастырь, находившийся в зоне боевых действий, был почти полностью разрушен. Самая первая после войны реконструкция комплекса была начата под руководством легендарного архитектора П. Барановского, который хотел восстановить собор преимущественно в изначальных формах XVII века. Реставрации проводились в 1970–1990-х годах, однако не всё из задуманного было сделано. Основные споры вызывало покрытие над ротондой, точнее - его высота и материал. На сайте монастыря выложены архивные фотографии, которые дают представление о памятнике после взрыва в 1941 году и этапах последующей реставрации. В 2008 году была начата последняя реставрация, которая продолжается до сих пор.

Вопрос о том, в каком стиле должен быть восстановлен монастырь - в средневековом (как при патриархе Никоне) или в барочном (как при императрице Елизавете Петровне), - подробно обсуждался. В итоге специалисты склонились к варианту восстановления монастыря по образу, который был создан в XVIII веке: для этого образа сохранилось намного больше достоверных данных и изображений, да и вариант известнейшего архитектора Растрелли сам по себе не менее историчен, чем вариант постройки Никона.

Святыни Ново-Иерусалимского монастыря

Главный храм Ново-Иерусалимского монастыря - Воскресенский. У основного входа есть каменная летопись архимандрита Никанора, написанная акростихом. Считается, что она сама по себе обновляется, то есть не стирается с годами, а напротив - становится ярче. То же, по преданиям, происходит и с эпитафией на гробнице Никона. В ротонде Воскресенского собора можно посетить кувуклию - часовню храма Гроба Господня. Там находится святая плащаница, которую в Великую пятницу полагают на Камень миропомазания. В Иерусалиме на такой камень было положено снятое с креста тело Спасителя. Сама же плащаница является аналогом Гроба Господня в Иерусалиме.

В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона (в Иерусалиме в аналогичном месте захоронен ветхозаветный царь Мельхиседек). В 2013 году ее вскрыли, но она оказалась пустой, и куда и когда были перенесены мощи патриарха после его захоронения, неизвестно. Тем не менее, у саркофага регулярно проводятся службы. Здесь же находится изразцовый иконостас XVII века с современными конами. Редкие изразцовые иконостасы также представлены в приделах Страстей Христовых и архистратига Михаила. В этом же приделе находятся список с Тихвинской иконы Богоматери и могила Иоанна Шушерина - сподвижника и биографа патриарха Никона.

Из святынь, имеющих непосредственное отношение к патриарху Никону, в монастыре можно увидеть также часть его омофора и антиминс. В придельной Голгофской церкви, в которой больше всего любил служить Никон, расположен аналог Лобного места, где был распят Христос. Там устроено деревянное Распятие, вырезанное из кипариса, а также находится сохранившийся иконостас XVIII в.

В Воскресенском соборе устроена придельная Темничная церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. В Палестине в утесе горы Голгофы держали приговоренных к казни; там Богоматерь оплакивала Своего Сына. Церковь монастыря мало похожа на темную пещеру - это хорошо освещенный небольшой храм. В Успенском пределе Воскресенского собора находится ковчежец с мощами св. Татианы, подаренный монастырю в XVII веке царевной Татьяной.

На территории монастыря можно набрать воды из «Силоамского» источника в Гефсиманском саду или из колодца «Живоносный источник» в подземной церкви Константина и Елены. На Святой земле именно в этом месте и на такой же глубине (6 м) константинопольская императрица Елена обрела Крест Господень. Примерное нахождение Креста Елене указал житель Иерусалима, который впоследствии принял крещение с именем Кириак, был убит христианскими гонителями и почитается как святой мученик. В связи с этими событиями в церкви имеется одноименный придел.

Окунуться можно в реке Иордан (Истра). Удобных раздевалок и оборудованных сходов к воде пока нет, но это не мешает сотням верующих окунуться в освященную воду в прорубях на праздник Крещения. По преданию, в крещенскую ночь - с 18 на 19 января - можно увидеть чудо, происходящее на реке Истре: в 1.30 ночи вода останавливается, и течение в реке на протяжении пяти минут едва заметно.

Рядом с рекой, на горе Елеон, находится Поклонный крест. Это реплика, сделанная в 2006 году. Оригинальный крест был установлен в XVII веке в знак освящения первого храма в монастыре. Надпись гласит, что государь Алексей Михайлович «нашел окрестности прекрасными, как Иерусалим Небесный, поэтому назвал имя местности и строящемуся монастырю Новый Иерусалим». Так началась история монастыря.

Святая топография

Наверное, самая главная святыня монастыря - топография Русской Палестины — воспроизведение святых мест, отчасти созданное самой природой.

Имевшаяся до строительства монастыря топография местности удивительным образом напомнила Никону палестинские святыни. Аналогом храма Гроба Господня в Иерусалиме, центром всего ансамбля выступила прежняя Воскресенская церковь в вотчине боярина Боборыкина. На севере находилась церковь Преображения Господня в селе Бужарово, на Востоке - церковь Вознесения в селе Алексино. На юге и юго-востоке от храма Воскресения находились церкви Илии Пророка и Рождества Христова. Если ориентироваться на топонимику Палестины, то на это место приходятся Вифлеем, где родился Спаситель, и неподалеку - монастырь св. Илии IV века. Местечку Раму рядом с Иерусалимом, где родился пророк Самуил, соответствует церковь Рождества Богородицы с приделом пророка Самуила. Есть в Палестине и монастырь Саввы Освещенного, а рядом с Русской Палестиной расположен Саввино-Сторожевский монастырь.

Как добраться в город Истру и город Новый Иерусалим из Москвы, а также в Новоиерусалимский монастырь:

Добраться к нам можно тремя способами (описаны маршруты как добраться до монастыря, но поскольку он находится в городе Истра, то вполне пригодятся тем, кто едет в Истру. Маленькое примечание, если едете в Истру на электричке, то выходите на станции Истра, если до монастыря, то на станции Новоиерусалимская):

1. На электричке из Москвы от метро Рижская, Дмитровская, Войковская(пл. Ленинградская), Тушино - время в пути от 50 минут до 1 часа, ехать до станции Новоиерусалимская или станции Истра.

Внимание: необходимо брать билет на электричку, которая следует до Новоиерусалимской, Румянцево, Волоколамск, Шаховская
Электрички, которые следуют до ст. Дедовск и ст. Нахабино не доезжают до ст. Истра или Новоиерусалимская (находятся на пол пути)

Также есть электрички следующие с Курского направления, можно доехать от метро Комсомольская (платформа Каланчевская), от метро Курская (Курский вокзал - обычно 5 платформа). С этого направления электрички ходят не часто, в основном до ст. Дедовск и ст. Нахабино (не доезжают до ст. Новоиерусалимская). Но при желании можно сесть и на эти электрички, выйти на станции Тушино и подождать электричку следующую с Рижского направления или же пересесть на автобус. Поэтому уточняйте, когда идут электрички до ст. Новоиерусалимская.

Расписание электричек до станции Новоиерусалимская или станции Истра

Путь от станции Новоиерусалимская в направлении города Истра:

Выйдя из перехода идете направо мимо здания вокзала в сторону автобуссных касс. Возле них находится подземный переход на другую сторону Волоколамского шоссе.

Спускаетесь в него и выходите на улицу Панфилова, по которой Вы и пойдете дальше никуда не сворачивая.
По пути следования у Вас слева будут: торговый центр Иерусалим,

небольшие жилые двухэтажные дома (построенные пленными немцами после войны),

детский садик.

Справа будет все время Волоколамское шоссе.

Спустившись с этого крутого спуска Вы увидите храм, который всем великолепием появится перед вашими глазами.

Сразу за мостиком слева небольшая достопримечательность - сказочные персонажи сказки "Курочка Ряба" (интересно будет детишкам).

За мостом Вы идете вдоль поля к храму.

Старенькие ворота, через которые Вы пройдете открывают путь сначала к небольшому музею и в Гефсиманский сад, где расположено деревянное зодчество.

СХЕМА проезда от станции Новоиерусалимская

Мы описали пешеходный маршрут от станции Новоиерусалимская, но если Вы хотите доехать от станции на автобусе или маршрутке, то не нужно спускаться в подземный переход на привокзальной площади. чтобы перейти на другую сторону шоссе. Вам нужно пройти направо мимо перехода немного выйдя на само шоссе и увидите автобусную остановку. Нужно садиться на любой автобус или маршрутку, которая едет в сторону города Истра. Если хотите выйти у монастыря, то выходите на 2 остановке под названием "Музей", а если едете в город Истра, то едьте дальше. Если все же появились вопросы, как ехать, то звоните по телефону путеводителя указанному на сайте справа.

2. На автобусе № 372 из Москвы от метро Тушино до Истры (остановка "Почта") - время в пути 1 час.

Будьте внимательны, когда обратно будете ехать! В расписании не указан остановочный пункт Почта. Он находится между остановками ул. 9 Гвардейской Дивизии и ст.Истра, но по пути из Москвы на нем выйти можно (есть остановочный пункт). По пути в Москву остановочного пункта там нет (можно сесть на автобус на ул. 9 Гвардейской Дивизии или ст.Истра)

Путь к храму от автобусной остановки "Почта" в городе Истра:

Выходите из автобуса. Перед вами будет здание почты.

Поворачиваете налево и огибаете площадь в сторону промышленного здания - завод "Углемаш". В том же направлении едут и машины через площадь.
Вдоль промышленного здания "Углемаш" проходите мимо него и идите вдоль шоссе по улице Первомайской. Слева по пути Вам встретится достопримечательность - два кирпичных столба сразу за зданием "Углемаша".

На них будет табличка о том, что тут был дом, в котором жил А.П. Чехов и сразу же за ними увидите Дом Культуры.
Проходя далее по тротуару, увидите дорожку идущую в парк. Можете пойти по ней. Это более короткая дорога (минут на 5).

Не сворачивая, проходите по ней. На половине пути слева увидите еще одну достопримечательность - памятник самолету ИЛ-2 на стеле уносящейся в небо.

Идите далее по этой тропинке через парк. Выходите к "Г"- образному зданию,
проходите через его двор к зданию суда и, повернув около него налево увидите монастырь, к которому пойдете далее по тротуару к светофору около музыкальной школы.
Переходите через дорогу, и Вы у монастыря.
Если же решили не идти через парк, то от Дома Культуры, который будет слева идите вдоль забора по тротуару. Справа будет Волоколамское шоссе, которое и будет постоянным ориентиром (нужно иди вдоль него). Пройдете мимо здания банка, повернете налево и мимо детского сада, мимо здания, в котором будет ресторан "Сурожский стан" (в нем можно и покушать, поскольку на территории монастыря трапезная пока не предусмотрена).
Далее выходите к зданию суда и, как было описано выше идете к светофору и переходите на другую сторону шоссе к монастырю.

СХЕМА проезда от автобусной остановки "Почта" в городе Истра

3. Путь к городу Истра от Москвы на автомобиле:

Схема проезда на автомобиле по Волоколамскому шоссе (пройдите

Схема проезда на автомобиле по Новорижскому шоссе (пройдите

Нужно ехать по Волоколамскому шоссе мимо Красногорска, Нахабино, Дедовска, Снегири (комплекс воинской славы - музей военной техники под открытым небом), затем проезжаете через реку Песочная и вы в городе Истра.
Чтобы миновать пробки, порой возникающие на Волоколамском шоссе в районе Красногорска, можно выехать на МКАД, а затем съехать на Новорижское шоссе и ехать по нему до первого поворота на Истру, по которому вы попадете на Волоколамское шоссе за 7 км до Истры, далее по нему едете через Истру, как было указано выше.

Отрезок пути от центра города Истра до монастыря можно увидеть на второй схеме.

Если Вы заказали автобус или едете после 12.00 дня, то основная остановка перед главным входом в храм может быть уже заполнена машинами. В этом случае, можете не ехать на основную стоянку, а проехать по Волоколамскому шоссе далее вдоль монастыря, где увидите вторую стоянку с большим количеством стояночных мест удобную для длинномерного транспорта (автобусов) или другого транспорта. Ваши пассажиры смогут зайти в храм в этом случае со стороны западных ворот или же по тротуару вдоль стены вернуться и выйти к главному ходу (5 минут ходьбы под сенью вековых сосен)

Добро пожаловать!

Это священное сооружение чрезвычайно почитаемо и знаменито тем, что оно создавалось по образу Церкви Гроба Господня, находящегося на Голгофе . Церковный комплекс привлекает паломников и множество туристов, поражая архитектурой и атмосферой здешнего спокойствия.

История основания обители

Если смотреть на Ново-Иерусалимский монастырь в Истре с большой высоты, в глазах предстанет прекрасно укрепленная каменная крепость, возвышающаяся на небольшом холме. В центре этого церковного комплекса стоит Воскресенский собор, красующийся золотыми куполами.

Территория обители напоминает по форме шестиугольник со стенами, которые имеют ширину 3 метра. Высота ограждения Ново-Иерусалимского монастыря составляет 9 метров, а протяженность - 1000 метров.

Ново-Иерусалимский монастырь, Истра

Ново-Иерусалимский монастырь считается независимым от любых епархий.

Патриарх Никон основал этот церковный комплекс в 1656 г. Преподобный желал воссоздать обитель, похожую на таковую в святых местах Израиля.

Территория, на которой предполагалось возвести Ново-Иерусалимский монастырь, принадлежала вотчинникам (частным хозяевам), и патриарх Никон договорился с царем Алексеем о приобретении особого права на земли. Местность, на которой совершались постройки церквей и часовен, расширялась за счет владений местных бояр и князей. К примеру, деревню Редькино, вошедшую в состав обители, купили у дьяка по имени Лукьян.

  • Перед постройкой окрестности подвергались специфическим видоизменениям: лес, который располагался вдоль берега Истры, вырубили, а небольшой холм увеличили в размерах и укрепили.
  • Первый здешний монастырь воздвигли на возвышенности, названной Сион. С восточной стороны от этого сооружения на другом холме построили Елеонскую часовню. Каждая здание носило название, взятое из Священного Евангелия . Реку Истру окрестили Иорданом, на её берегу соорудили православный скит для патриарха. Это место, где располагались две небольшие церкви, посвященные Петру и Павлу , часто называли «отходной пустыней».
  • Вскоре на территории обители соорудили женский собор, носивший наименование Вифании, города, описанного в тексте Нового Завета. Многие церковные постройки повторяют внешние очертания священной архитектуры Иерусалимского «Гроба Господня».
  • В процессе строительства участвовали квалифицированные мастера, а также множество подсобных рабочих из крестьянской среды. Однако последние жаловались, что, находясь в дальних краях, лишены возможности трудиться на собственной земле. Труд не облегчало даже предоставление финансовых льгот.
  • При Никоне монастырь расширился за счет традиционных для Руси деревянных построек. В 1656 г. на территории воздвигли Воскресенский собор, внутри которого находились трапезная и служебные помещения. Через два года церковь освятили, гостем этого великого торжества был царь Алексей, впервые назвавший этот комплекс Новым Иерусалимом, окинув его взором с Елеонского холма. В честь этого на возвышенности поставили символический крест.
На заметку! Ново-Иерусалимский монастырь - не первая попытка создать копию Храма Гроба Господня на территории Руси. Влияние палестинского прообраза наблюдается в архитектуре «Покрова на Рву» и на неосуществленном проекте «Святая Святых», задуманном Борисом Годуновым.

Дальнейшая история

После своего основания монастырь официально получил статус крупного землевладельца. Для обители приобретались близлежащие территории, на большую часть которых выдавались специальные грамоты.

  • На строительстве трех главных сооружений (Воскресенского собора, Иверского и Крестного храма) трудились мастера из Беларуси, присланные патриархом Никоном. Первым архитектором комплекса стал знаменитый ремесленник П. Заборский. Возведение храмов приостановили, когда Никона отправили в Ферапонтов монастырь, а мастеров перевели в Оружейную палату.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря

  • В XVII столетии обитель обзавелась собственной библиотекой, в которой находилось большое количество книг патриарха Никона. Среди литературы были экземпляры греческих и раннехристианских фолиантов. В библиотеке стояли Священные Писания, летописи, хронографы, книги о родословных, текста для богослужений, а также иностранные издания. Здесь хранились переводные труды, освещающие филологию, историю и богословие.
  • В период с 1666 по 1676 гг. в обители работала собственная типография, переведенная из Иверского монастыря по настоянию Никона. В начале XX столетия рукописи передали на хранение в Синодальную библиотеку.
  • В XVII столетии здесь создавалась школа музыки и поэзии, она продолжала традиции польско-украинской манеры песнопения. Настоятели Герман и Никанор брали на себя обязанности руководителя хора. Для этой цели они изучали книги по стихосложению и нотной грамоте.
  • В конце XVII столетия из обители изгнали патриарха Никона, чем желали воспользоваться противники, пытавшиеся лишить церковный комплекс приобретенных земель. Однако замысел не удалось осуществить, и территории были признаны за Новым Иерусалимом посредством Соборной грамоты.
  • Во время царствования Федора (ученика Никона) возобновилось возведение Воскресенской церкви . Монарх приписал Ново-Иерусалимской обители два десятка монастырей и подарил ей новые земли. Царь Федор лично руководил постройкой и благоустройством. Только в 1681 г. в монастырь позволили вернуться Никону. Однако патриарх уже тяжело болел и скончался на пути в обитель. Преподобного отца похоронили рядом с Воскресенским собором, освященным в 1685 г.

Знакомимся с православием:

История от XVIII века и до сегодняшнего дня

В период царствования Петра I в монастыре сократили штат монахов, к тому же обитель поставляла в государственную казну скот, корм и рабочих-ремесленников из числа крестьян.

  • При Елизавете финансовое положение «Нового Иерусалима» несколько улучшилось, увеличилось число земель. Императрица выделила деньги на реставрацию Воскресенского собора. Однако большая часть доходов исходила от паломничества.
  • В XIX столетии появляются описания обители, которые предназначались для ознакомления с современным укладом и служили источником сведений о древних постройках на территории, обрядах и богослужениях.
  • В 1869 г. архимандритом обители назначается отец Леонид, славящийся знаниями археографии. Время, проведенное в обители, он использовал для научной деятельности. Для своей книги он проанализировал архивные документы, находящиеся в местной библиотеке. С 1870 г. ученый отец Леонид работал над проектом церковного музея, посвященного патриарху Никону.

Воскресенский собор в XIX веке

  • В начале XX века этот церковный комплекс стал центром активного паломничества. Число обыкновенных посетителей возросло после введения в эксплуатацию железной дороги. За оградой обители вместо каменных домов установили гостиницы из дерева. Здесь могли разместиться богатые паломники, но и о нищих никто не забывал: было построено бесплатное общежитие и монастырское училище. За один год в обитель приходило до 35 тысяч заинтересованных людей.
  • После Октябрьской революции церковный комплекс закрыли. В 1921 г. на территории работало только два исторических музея, в коллекции которых были предметы из храмов, ризницы и другие экспонаты музея патриарха Никона. В 1941 г. Воскресенский собор взорвали немецкие военные, множество драгоценных реликвий уничтожили или украли.
  • Церковный комплекс возобновил работу в 1949 г., а монастырские сооружения активно восстанавливались.

В 1993 г. патриарх Алексий II вел активные переговоры с властями Москвы о возвращении в подчинение Церкви «Нового Иерусалима». Через год обитель вновь обрела ставропигиальную независимость от епархий. Новым архимандритом Священный синод утвердил отца Никиту.

Архитектура «Нового Иерусалима»

В 1668 г. проводилась опись объектов обители, согласно которой рядом с комплексом находились конюшенный и гостиный дворы, а также небольшие кельи. Территория монастыря обводилась рвом, укрепленным бревнами. Вход в обитель предварялся мостом над этой защитной ямой. Стена комплекса дополнялась восемью башнями, главную из которых украшали часы.

Еще читайте о русских храмах и монастырях:

Внутри обители располагались деревянные кельи патриарха и братии, другие здания (хлебная палата, кухня, погреба) были сооружены из камня.

  • При строительстве Воскресенского собора использовались чертежи храма в Палестине. На его фасаде и внутри стен вычерчивались поясняющие надписи на иконостасах и белых плитах. Особенного изящества постройке придавало присутствие украшающей керамики. При Никоне было сотворено пять иконостасов из этого материала.
Интересно! Собор славился прекрасным убранством — порталами, надписями, торжественными образами икон и декоративных поясов. Керамическая плитка, отличающаяся проработкой рельефа и крупными габаритами, насыщает внешний вид божественной грациозностью.
  • С восточной стороны от грандиозного собора находилась подземная церковь, освященная в честь Константина и Елены. Она размещалась на уровне 6 метров ниже грунта, имеет прямоугольную форму, плоскую крышу, а ее украшением являлась глава с керамическими плитами. Вскоре вокруг здания вырыли ров, предотвращающий стены от крушения. В середине XVIII внутреннему убранству придали черты барокко.
  • Возведение каменной ограды завершили в 1697 г. Её протяженность составляет 1 км, высота - 9 м, а толщина - 3. Верхняя часть каменных стен является боевым ходом, оснащенным орудиями ближнего и дальнего боя. На изломах ограды находятся смотровые башни. Постройка придает церковному комплексу архитектурное единство.
  • Некрополь расположен внутри обители и с двух сторон от храма Константина и Елены. При постройке зодчие пытались воссоздать расположение надгробий на иерусалимской земле. Патриарх Никон завещал, чтобы его тело похоронили на здешнем кладбище. Некрополь стал покойным местом для Петра Заборского, иподиакона Никиты, автора биографии Никона И. Шушерина. На здешнем кладбище нашли последний приют члены семей, сделавших вклады в финансовое благополучие монастыря.

Как добраться

Ново-Иерусалимский монастырь, расположенный в городе Истра, является грандиозным памятником православного великолепия, привлекающим множество паломников.

Обитель находится в городе Истра, Московская область, на улице Советская, 2. Добраться до него можно на автобусе 372, идущим от метро «Тушино» до остановки «Почта». Транспорт едет примерно один час.

Работает монастырь ежедневно с 9:00 утра до 18:00 вечера.

Видео о Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре в Истре