Парламентский комплекс, где работает Конгресс США - Капитолий (официальное название сооружения - United States Capitol) расположен на Капитолийском холме в Вашингтоне. Холм назван в честь одноименного холма Capitolium в Риме, где в Капитолийском храме работала римская законодательная власть - заседал сенат и проходили народные собрания.

Первый камень вашингтонского Капитолия был заложен президентом Джорджем Вашингтоном 18 сентября 1793 г.

Несколько лет назад американская правительственная радиостанция «Голос Америки» в специальном репортаже, подробно рассказывала о том, что Капитолий строился с помощь рабов-негров. Это не очень известный факт, но мы, возможно, предложим этот репортаж позднее. Сейчас мы хотим дать более широкую картину и предложим вашему вниманию другой материал «Голоса Америки», где дается общий очерк истории создания Капитолия. Упомянем только, что Капитолий - самое высокое здание Вашингтона (В городе существует фактический запрет на строительство зданий выше Капитолия, хотя в действующем законе от 1910 года, регулирующем максимальную высоту зданий, само название Капитолия не упоминается, а даются лишь цифровые выкладки. Еще выше Капитолия в американской столице только шпиль монумента президента Вашингтона, но этот памятник в честь первого американского президента является особым архитектурным сооружением).

История Вашингтонского Капитолия

На архивной иллюстрации: Вид на Капитолий и отходящий от него проспект «Молл», ведущий к шпилевидному монументу Джорджа Вашингтона. Справа на первом плане - здание, относящееся к сенату, а в центре первого плана видно здание Верховного суда.

«Французский инженер Пьер Шарль Ланфант, который работал над планом постройки нового города Вашингтона, выбрал самый высокий в городе холм для строительства здания Конгресса. (Он называл этот холм, а это был Капитолийский холм, «постаментом для памятника» - прим. сайт). И он же решил, что собор - парламент должен венчать огромный купол!

Решение построить это здание - символ федеральной власти, было заложено еще в Конституции 1787 г., где говорилось о необходимости воздвижения правительственного строения на территории, не превышающей 16 квадратных километров. Этим местом стал участок земли на берегу реки Потомак.

Известно, что Ланфант находился под большим влиянием барочного стиля версальских садов и парков, в этом ключе и разрабатывался амбициозный план американской столицы с широкими диагональными линиями проспектов. Городские площади, скверы и парки стали основами вашингтонского ландшафта. Но по каким-то необъясненным в учебниках истории причинам Ланфанта отстранили от работ в 1792 г. Пишут, что любивший эпатировать публику француз отказался представить план строительства Капитолия, ссылаясь на то, что он держит его в голове. Согласитесь, что у любого чиновника такое утверждение вызовет, мягко говоря, непонимание. А где же бумажка?

Короче, после отстранения Ланфанта, был объявлен конкурс на нового архитектора и вознаграждение в целых 500 долларов. Как ни странно, но предложения не посыпались дождем - представили всего 16 проектов, - и все они были один слабее другого. Пришлось выбрать архитектора-любителя Вильяма Торнтона, которому к этому времени было 34 года. Он получил медицинское образование в Шотландии, но обнаружил талант к архитектуре и черчению. Проект Торнтона, выполненный в Палладийском стиле английского загородного дома начала 18 века, утвердил сам Джордж Вашингтон. И в августе 1793 г. строительство началось.

Надо сказать, что возведение Капитолия, длившееся в общей сложности 38 лет, с самого начала сталкивалось с множеством проблем. В 1803 г. главным архитектором был назначен блестящий специалист Генри Латроуб. Он успел построить Холл Палаты представителей и принялся за перестройку северного крыла. Но в 1813 г. в связи со второй войной с Великобританией строительство было законсервировано.

В 1815 г. Латроуб вернулся в Вашингтон. И что же предстало перед глазами архитектора? Руины. Грандиозный пожар, учиненный британскими войсками, разрушил его детище - Капитолий. Пришлось многое делать заново. Но, несмотря на героическую работу по восстановлению Капитолия, Латроуба отстранили от должности, посчитав, что он слишком много тратит на материалы.

На сцену выходит следующий архитектор - Чарльз Булфинч, которому удалось отстроить помещения Верховного суда, комнату для Сената и зал Палаты представителей. Но еще годом раньше он начал строительство долгожданной центральной части Капитолия. За основу были взяты эскизы Торнтона и Латроуба, но Булфинч переделал их на свой вкус.

Последняя часть Капитолия - Восточная открытая галерея - была закончена в 1826 г. Следующие 4 года здесь шли работы над ландшафтным дизайном, малыми архитектурными формами, устройством ограждения и ворот Капитолия.

И вот, наконец, в 1830 г. возведение Капитолия было официально завершено. Но, надо сказать, переделки и достройки делались здесь постоянно и продолжаются до наших дней. Например, через 3 года после окончания строительства в Капитолии был установлен водопровод, а в 40-х гг. 19 века туда провели газ, и он осветился. За последующие полвека Капитолий подвергся еще большей модернизации: в 1874 г. появился первый подъемник, в 1880-х газовое освещение было заменено электрическим, а в период с 1884 по 1891 гг. были построены северные, западные и южные мраморные террасы.

В силу того, что территория США расширялась, и соответственно увеличивалось число законодателей, постоянно возникала потребность в расширении Капитолия. Тендер на проведение этих работ выиграл знаменитый архитектор из Филадельфии Томас Уолтер. Ему удалось за 14 лет более чем в 2 раза увеличить размеры Капитолия, воздвигнуть железный купол и украсить интерьер.

История создания купола Капитолия требует, как говорится, отдельного рассказа. Первым в 1820 г. купол воздвиг Чарльз Булфинч. Но это было приземистая деревянная конструкция, покрытая медью. Но главным недостатком старого купола была не его эстетическая убогость, а обычное житейское неудобство - он протекал. Представьте себе такую картину: солидные законодатели с серьезными лицами ведут дебаты, решая судьбы своих сограждан, а в это время на их головы капает, а иногда льется достаточно обильными струями, вода. Поэтому архитектор Томас Уолтер, сменивший Булфинча, с энтузиазмом взялся не только за строительство крыла Палаты представителей, но и за прохудившуюся крышу.

Новый купол высотой 87 метров и весом свыше 4000 тонн был при помощи паровых подъемных кранов установлен в 1859 г. Казне этот шедевр архитектуры обошелся в сумму $1,047,291. Уолтер, не скрывая своего восхищения европейской архитектурой, использовал модели куполов Кафедрального собора Святого Павла в Лондоне, Святого Петра в Риме, парижского Пантеона и Исаакиевского собора в Петербурге.

На иллюстрации из архива: фрреска «Апофеоз Вашингтона» с изображением первого президента США.

Изнутри купол Капитолия украшен первой в США фреской, изображающей «Апофеоз Вашингтона» в окружении олимпийских богов. Автор фрески - итальянский художник Константино Брумиди.

Капитолию предстояло пережить еще не один удар судьбы. В 1851 году, накануне Рождества, произошел пожар в библиотеке Конгресса. В огне погибла большая часть уникальной коллекции. Было решено перевезти библиотеку в другое здание, что и было сделано в 1897 г.

Возвращаясь к куполу, вернее - на купол. В декабре 1863 г. под звуки военного салюта на вершине Капитолия была установлена бронзовая статуя, олицетворяющая свободу. Она была создана скульптором Томасом Кроуфордом. Некоторые американцы до сих пор наивно полагают, будто это индейская принцесса Покохонтас или какой-то другой вождь краснокожих. А когда этим невежам говоришь, что это Свобода, они после секундного удивления удовлетворенно кивают головой: конечно, именно Свобода, ну кого еще можно было бы водрузить на таком величественном здании в Вашингтоне?

О Капитолии можно долго рассказывать, с его созданием связано множество смешных и трагических моментов, существует много легенд, но, к сожалению, формат интернет-статьи не позволяет углубляться в детали. Можно только добавить, что каждое поколение вносило свои поправки в это величественное здание. Скажем, 20-й век, особенно вторая его половина, обновили здание технологически, облегчив работу заседающим в Капитолии законодателям: в 1973 г. была введена система электронного голосования; в 1979 г. - регулярные общенациональные трансляции дебатов; в конце 80-х гг. появились электронные системы наблюдения, компьютерный контроль над состоянием микроклимата в помещениях и многое другое.

Давайте ненадолго все-таки заглянем внутрь современного Капитолия. На первом и втором этажах расположены комнаты постоянных комитетов.

На третьем этаже в южном крыле находится Палата представителей, а в северном крыле - Сенат. На этом же этаже - Ротонда - просторная круглая галерея со скульптурами и картинами, на которых запечатлены важные события и люди, оставившие след в истории США.

Четвертый этаж Капитолия занимают различные комитеты. Пожалуй, самым любопытным местом здесь являются балконные лоджии, предназначенные для желающих понаблюдать за работой американских законодателей. Здесь также имеется ложа прессы.

Завершить прогулку по Капитолию мы решили цифрами, которые говорят сами за себя: ежегодно Капитолий посещает от 3 до 5 миллионов человек. Внушительно, не правда ли?

Ну а как иначе - ведь это чудо!»

Радиостанция «Голос Америки», русская служба 22 апреля 2009 года. (Материал приведен с незначительными сокращениями). Сайт станции: http://www.voanews.com

В разделе на вопрос Где, кто? Как выглядит полностью? заданный автором На аве я справа лучший ответ это Выглядит так:

Фреска называется "Апофеоз Вашингтона"
Ротонда Капитолия США (англ. United States Capitol rotunda) - центральная ротонда вашингтонского Капитолия в Округе Колумбия, США. Расположена под массивным куполом Капитолия (англ.) . Помещение задумывалось, как «символическое и физическое сердце» здания.
Ротонда окружена сетью коридоров, соединяющих половину Капитолия, занимаемую Палатой представителей с половиной, относящейся к Сенату. К югу расположен полукруглый Национальный скульптурный зал (англ.) , в котором до 1859 года заседала Палата представителей. С севера к ротонде прилегает Старый кабинет Сената (англ.) , где последний проводил заседания до 1857 года. Диаметр ротонды - 29 метров, высота до потолка - ок. 55 метров. Помещение весьма популярно среди туристов. Помимо всего прочего, в ротонде проводятся официальные мероприятия вплоть до публичных прощаний с известными людьми, в том числе с президентами США. В 1793 году прошёл конкурс на лучший дизайн для Капитолия. Победителем стал американский врач и архитектор Вильям Торнтон (англ.) . Ему и принадлежала идея построить в Капитолии ротонду. Однако из-за нехватки средств и ресурсов, а также из-за британского нападения на Вашингтон (англ.) во время Англо-американской войны 1812 года, замысел зодчего не был воплощён. Работы над зданием продолжились лишь в 1818 году. Строительство ротонды закончилось в 1824 под руководством архитектора Капитолия Чарльза Балфинча (англ.) к визиту французского революционера Мари-Жозеф Лафайета. В то время купол и ротонда, как и весь Капитолий, были построены в неоклассическом стиле и напоминали римский Пантеон. Высота сделанных из песчаника стен ротонды от пола - 15 метров (48 футов) . Вскоре эта высота увеличилась. В 1854 году по инициативе четвёртого архитектора Капитолия Томаса Уолтера (англ.) начались работы по надстройке здания. В частности началось возведение небывалого по тем временам купола. Также была расширена ротонда. Реконструкция велась по оригинальному проекту, разработанному Томасом. Согласно замыслам архитектора, над ротондой возводилось два купола: внутренний и внешний. Внешний запланировано было сделать завершённым, с колоннадой поперёк барабана. Внешний купол должен был напоминать купол Собора Святого Павла в Лондоне. У внутреннего же отсутствовала верхушка, образовывалась своеобразный проём в форме круга, чтобы через неё можно было видеть фреску, нанесённую на внутреннюю поверхность внешнего купола. Томас Уолтер попросил исторического художника Брумиди, Константина «нарисовать в том проёме картину 65 футов (20 метров) в диаметре, исполненную в виде фрески на вогнутом навесе глаза нового купола Капитолия США»

Огромный купол Капитолия вот уже многие годы является символом Вашингтона, столицы Соединенных Штатов Америки. Это внушительное здание служит местом заседаний Конгресса - высшего органа законодательной власти США.
Строительство Капитолия началось пять лет спустя после принятия в 1788 г. конституции США. «Отцы нации» Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон придавали этой постройке особое значение: она должна была стать зримым воплощением нового государства, его политического строя и социального уклада. Неудивительно, что и в обществе, и в среде государственных деятелей, и в среде архитекторов кипели споры: каким образом, какими средствами лучше всего можно воплотить в камне и металле идеалы американской демократии? Все участники дискуссии понимали, что им предстоит построить наиболее важное общественное здание Америки.

В те годы в североамериканской архитектуре уже широко распространились принесенные из Старого Света идеи классицизма. Томас Джефферсон призывал при постройке Капитолия обратиться к образу римского Пантеона - ротонды, увенчанной куполом. В 1791 г. архитектор Пьер Шарль Л’Анфан предложил расположить «Дом Конгресса» на вершине холма Дженкинс, который, по его мнению, лучше всего подходил для этой цели: «Он стоит как пьедестал, ожидающий памятника». Л’Анфан также предложил вариант круглой в плане купольной центрической постройки, обращенной фасадом на запад. Этой идее суждено было стать наиболее плодотворной.
В марте 1792 г. в американских газетах появилось объявление о конкурсе на лучший проект здания Конгресса США. К участию в нем приглашались и профессионалы, и архитекторы-любители; при этом не предъявлялось никаких требований к выбору стиля, символики, строительного материала.

Характерно, что все участники конкурса рассматривали свою страну как наследницу европейской цивилизации, поэтому любые влияния местной, индейской традиции были начисто отвергнуты. Все представленные на конкурс проекты соответствовали европейским архитектурным течениям. Три из представленных проектов были явно вдохновлены античными классическими постройками. Авторы других проектов обращались к опыты зодчих Ренессанса либо искали источники вдохновения в английской архитектуре XVIII столетия.
Победителем конкурса был признан одаренный архитектор-любитель Уильям Торнтон. Он предложил вариант классической, навеянной архитектурой Андреа Палладио постройки, состоящей из ротонды, увенчанной высоким куполом (его образ напоминает купола собора Св. Петра в Риме и собора Св. Павла в Лондоне), к которой примыкают два крыла для размещения двух палат Конгресса: северная - для сената, южная - для палаты представителей. Восточный и западный входы отмечены внушительными центральными портиками. Логичный, компактный и монументальный Капитолий Торнтона хорошо вписывался в ландшафт - вершина холма Дженкинс служила для него удачным «пьедесталом».

Итак, выбор был сделан, и в 1793 г. президент Джордж Вашингтон положил краеугольный камень в основание будущей постройки. Однако строительство шло медленно, а архитекторы сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой. Постройку Капитолия начал Стивен Халлет, спустя два г. его сменил Джордж Хадфилд (1795-98), а затем строительство возглавил Джеймс Хобан (1798-1802). При нем было закончено крыло сената (1800 г.), и 17 ноября 1800 г. здесь состоялась первая сессия Конгресса США. Крыло палаты представителей было завершено только в 1811г. На этом этапе работами руководил архитектор Бенджамин Латроб.

В 1814 г. только-только законченное здание Капитолия было частично сожжено британскими солдатами в ходе англо-американской войны. Реконструкция здания началась в 1815 г. В 1818 г. работы возглавил бостонский архитектор Чарльз Булфинч, и завершились они только спустя пятнадцать лет. Однако почти сразу стало ясно, что в таком виде Вашингтонский Капитолий слишком мал для того, чтобы в полной мере соответствовать своим функциям. Кроме того, его огромный деревянный купол был слишком пожароопасен.

На протяжении 1830-1840-х гг. обсуждалось несколько предложений по поводу того, каким образом следует реконструировать Капитолий: пристроить новые крылья с востока и запада или расширить существующие северное и южное. Споры завершились объявлением нового конкурса проектов, который прошел в 1850-1851 гг. А в 1855 г. архитектор из Филадельфии Томас У. Уолтер приступил к реализации грандиозного задания: ему предстояло фактически заново выстроить крылья сената и палаты представителей и увенчать здание Капитолия новым куполом - в три раза больше прежнего.

К старому зданию, возведенному из песчаника, Уолтер добавил огромные беломраморные крылья сената и палаты представителей, выстроенные в неоклассическом стиле (1855-1859). После этой перестройки здание вытянулось на 214 м в длину и на 107 м в ширину. Над ним вознесся новый огромный купол диаметром 30 м и высотой 82 м. Проектируя это гигантское сооружение, Уолтер, побывавший в 1838 г. во Франции, взял за образец купол собора Дома инвалидов в Париже, созданный в 1679-1706 гг. Ж. Ардуэн-Мансаром. Подобно куполу собора Дома инвалидов, купол вашингтонского Капитолия двойной - меньшая оболочка находится внутри большей, что создает дополнительное ощущение высоты. Наружный, большой купол очень тонок и поддерживается 36 чугунными ребрами. Под ним устроен меньший купол с окулосом - открытой центральной частью, через которую видна большая живописная композиция «Апофеоз Вашингтона». Общий вес чугунных деталей купола составляет более 4000 тонн.

В декабре 1863 г. купол Капитолия увенчала 6-метровая бронзовая статуя «Вооруженная Свобода». Эта дата и считается датой окончательного завершения строительства. Между тем уже в 1810-х гг. Вашингтонский Капитолий вошел в число главных достопримечательностей Вашингтона. Величественное здание, ставшее символом американской демократии, быстро приобрело популярность. В 1-й половине XIX в. было выпущено бессчетное число гравюр и цветных литофафий с видами Капитолия. Силуэт Капитолия стал своеобразным символом Америки, его изображали на фарфоровой посуде, гобеленах, вышивках, отливали в бронзе и даже использовали в качестве заставки к нотам патриотических песен и маршей. Вот уже более полутора веков Вашингтонский Капитолий изображается на американских денежных знаках.

Интерьер Капитолия украшает обилие скульптур, фресок и мозаик, выполненных известными американскими художниками Горацио Гринугом, Рэндольфом Роджерсом и Джоном Трамбуллом. В его 540 комнатах сосредоточена обширная коллекция произведений искусства. Зал Национального скульптурного собрания представляет собой настоящую портретную галерею, где собраны скульптурные портреты исторических деятелей разных стран, подаренных Конгрессу США представителями пятидесяти государств мира.
Помимо залов и служебных помещений сената и палаты представителей, в стенах вашингтонского Капитолия до 1897 г. располагались библиотека Конгресса США и до 1935 г. - Верховный суд.

Вашингтон. Капитолий. ВАШИНГТОН, столица (с 1800) США, на Атлантическом побережье, в нижнем течении реки Потомак, при впадении в нее реки Анакостия. Административно выделен в федеральный округ Колумбия. 606,9 тыс. жителей (с пригородами 3,4 млн.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Капитолий: Капитолий (Вашингтон) здание Конгресса США в Вашингтоне. Капитолий (холм) один из холмов, на которых возник Древний Рим. Капитолий (Гавана) здание, где до 1959 года размещались органы законодательной власти Кубы. В… … Википедия

Город Вашингтон Washington Флаг Герб … Википедия

Координаты: 38°53′23″ с. ш. 77°00′32″ з. д. / 38.889722° с. ш … Википедия

1) Уошингтон, столица США. Город основан в 1791 г. и назван Вашингтон (Washington) в честь первого президента США Джорджа Вашингтона (1732 1799). 2) штат, США. Образован в 1853 г. и назван в честь первого президента США Джорджа Вашингтона (1732… … Географическая энциклопедия

С половиной, относящейся к Сенату . К югу расположен полукруглый Национальный скульптурный зал (англ. ), в котором до 1859 года заседала Палата представителей. С севера к ротонде прилегает Старый кабинет Сената (англ. ), где последний проводил заседания до 1857 года .

Диаметр ротонды - 29 метров, высота до потолка - ок. 55 метров. Помещение весьма популярно среди туристов. Помимо всего прочего, в ротонде проводятся официальные мероприятия вплоть до публичных прощаний с известными людьми, в том числе с президентами США .

Архитектура

    William Thornton.jpg

    Вильям Торнтон

Строительство ротонды закончилось в под руководством архитектора Капитолия Чарльза Балфинча (англ. ) к визиту французского революционера Мари-Жозеф Лафайета . В то время купол и ротонда, как и весь Капитолий, были построены в неоклассическом стиле и напоминали римский Пантеон .

    Чарльз Балфинч.jpg

    Чарльз Балфинч

    Pantheon Rome-The Dome.jpg

    Купол Пантеона в Риме

Высота сделанных из песчаника стен ротонды от пола - 15 метров (48 футов). Вскоре эта высота увеличилась. В 1854 году по инициативе четвёртого архитектора Капитолия Томаса Уолтера (англ. ) начались работы по надстройке здания. В частности началось возведение небывалого по тем временам купола . Также была расширена ротонда. Реконструкция велась по оригинальному проекту, разработанному Томасом. Согласно замыслам архитектора, над ротондой возводилось два купола: внутренний и внешний. Внешний запланировано было сделать завершённым, с колоннадой поперёк барабана . Внешний купол должен был напоминать купол Собора Святого Павла в Лондоне . У внутреннего же отсутствовала верхушка, образовывалась своеобразный проём в форме круга, чтобы через неё можно было видеть фреску, нанесённую на внутреннюю поверхность внешнего купола.

    Thomas U. Walter - Brady-Handy.jpg

    Томас Уолтер

    ThomasWalterDomeUSCapitol.jpg

    Двухслойный купол в разрезе

Томас Уолтер попросил исторического художника Брумиди «нарисовать в том проёме картину 65 футов (20 метров) в диаметре, исполненную в виде фрески на вогнутом навесе глаза нового купола Капитолия США»

Оригинальный текст (англ.)

...a picture 65 feet (20 m) in diameter, painted in fresco, on the concave canopy over the eye of the New Dome of the U.S. Capitol

    Constantino brumidi.jpg

    Константино Брумиди

    US Capitol dome Jan 2006.jpg

    Новый купол Капитолия

    Dome pantheon paris.jpg

    Купол парижского Пантеона

Напишите отзыв о статье "Ротонда Капитолия США"

Литература

  • William C. Allen. History of the United States Capitol: A chronicle of design, construction, and politics. - Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 2001.

Примечания

Отрывок, характеризующий Ротонда Капитолия США

Ростов своим зорким охотничьим глазом один из первых увидал этих синих французских драгун, преследующих наших улан. Ближе, ближе подвигались расстроенными толпами уланы, и французские драгуны, преследующие их. Уже можно было видеть, как эти, казавшиеся под горой маленькими, люди сталкивались, нагоняли друг друга и махали руками или саблями.
Ростов, как на травлю, смотрел на то, что делалось перед ним. Он чутьем чувствовал, что ежели ударить теперь с гусарами на французских драгун, они не устоят; но ежели ударить, то надо было сейчас, сию минуту, иначе будет уже поздно. Он оглянулся вокруг себя. Ротмистр, стоя подле него, точно так же не спускал глаз с кавалерии внизу.
– Андрей Севастьяныч, – сказал Ростов, – ведь мы их сомнем…
– Лихая бы штука, – сказал ротмистр, – а в самом деле…
Ростов, не дослушав его, толкнул лошадь, выскакал вперед эскадрона, и не успел он еще скомандовать движение, как весь эскадрон, испытывавший то же, что и он, тронулся за ним. Ростов сам не знал, как и почему он это сделал. Все это он сделал, как он делал на охоте, не думая, не соображая. Он видел, что драгуны близко, что они скачут, расстроены; он знал, что они не выдержат, он знал, что была только одна минута, которая не воротится, ежели он упустит ее. Пули так возбудительно визжали и свистели вокруг него, лошадь так горячо просилась вперед, что он не мог выдержать. Он тронул лошадь, скомандовал и в то же мгновение, услыхав за собой звук топота своего развернутого эскадрона, на полных рысях, стал спускаться к драгунам под гору. Едва они сошли под гору, как невольно их аллюр рыси перешел в галоп, становившийся все быстрее и быстрее по мере того, как они приближались к своим уланам и скакавшим за ними французским драгунам. Драгуны были близко. Передние, увидав гусар, стали поворачивать назад, задние приостанавливаться. С чувством, с которым он несся наперерез волку, Ростов, выпустив во весь мах своего донца, скакал наперерез расстроенным рядам французских драгун. Один улан остановился, один пеший припал к земле, чтобы его не раздавили, одна лошадь без седока замешалась с гусарами. Почти все французские драгуны скакали назад. Ростов, выбрав себе одного из них на серой лошади, пустился за ним. По дороге он налетел на куст; добрая лошадь перенесла его через него, и, едва справясь на седле, Николай увидал, что он через несколько мгновений догонит того неприятеля, которого он выбрал своей целью. Француз этот, вероятно, офицер – по его мундиру, согнувшись, скакал на своей серой лошади, саблей подгоняя ее. Через мгновенье лошадь Ростова ударила грудью в зад лошади офицера, чуть не сбила ее с ног, и в то же мгновенье Ростов, сам не зная зачем, поднял саблю и ударил ею по французу.
В то же мгновение, как он сделал это, все оживление Ростова вдруг исчезло. Офицер упал не столько от удара саблей, который только слегка разрезал ему руку выше локтя, сколько от толчка лошади и от страха. Ростов, сдержав лошадь, отыскивал глазами своего врага, чтобы увидать, кого он победил. Драгунский французский офицер одной ногой прыгал на земле, другой зацепился в стремени. Он, испуганно щурясь, как будто ожидая всякую секунду нового удара, сморщившись, с выражением ужаса взглянул снизу вверх на Ростова. Лицо его, бледное и забрызганное грязью, белокурое, молодое, с дырочкой на подбородке и светлыми голубыми глазами, было самое не для поля сражения, не вражеское лицо, а самое простое комнатное лицо. Еще прежде, чем Ростов решил, что он с ним будет делать, офицер закричал: «Je me rends!» [Сдаюсь!] Он, торопясь, хотел и не мог выпутать из стремени ногу и, не спуская испуганных голубых глаз, смотрел на Ростова. Подскочившие гусары выпростали ему ногу и посадили его на седло. Гусары с разных сторон возились с драгунами: один был ранен, но, с лицом в крови, не давал своей лошади; другой, обняв гусара, сидел на крупе его лошади; третий взлеаал, поддерживаемый гусаром, на его лошадь. Впереди бежала, стреляя, французская пехота. Гусары торопливо поскакали назад с своими пленными. Ростов скакал назад с другими, испытывая какое то неприятное чувство, сжимавшее ему сердце. Что то неясное, запутанное, чего он никак не мог объяснить себе, открылось ему взятием в плен этого офицера и тем ударом, который он нанес ему.
Граф Остерман Толстой встретил возвращавшихся гусар, подозвал Ростова, благодарил его и сказал, что он представит государю о его молодецком поступке и будет просить для него Георгиевский крест. Когда Ростова потребовали к графу Остерману, он, вспомнив о том, что атака его была начата без приказанья, был вполне убежден, что начальник требует его для того, чтобы наказать его за самовольный поступок. Поэтому лестные слова Остермана и обещание награды должны бы были тем радостнее поразить Ростова; но все то же неприятное, неясное чувство нравственно тошнило ему. «Да что бишь меня мучает? – спросил он себя, отъезжая от генерала. – Ильин? Нет, он цел. Осрамился я чем нибудь? Нет. Все не то! – Что то другое мучило его, как раскаяние. – Да, да, этот французский офицер с дырочкой. И я хорошо помню, как рука моя остановилась, когда я поднял ее».
Ростов увидал отвозимых пленных и поскакал за ними, чтобы посмотреть своего француза с дырочкой на подбородке. Он в своем странном мундире сидел на заводной гусарской лошади и беспокойно оглядывался вокруг себя. Рана его на руке была почти не рана. Он притворно улыбнулся Ростову и помахал ему рукой, в виде приветствия. Ростову все так же было неловко и чего то совестно.
Весь этот и следующий день друзья и товарищи Ростова замечали, что он не скучен, не сердит, но молчалив, задумчив и сосредоточен. Он неохотно пил, старался оставаться один и о чем то все думал.
Ростов все думал об этом своем блестящем подвиге, который, к удивлению его, приобрел ему Георгиевский крест и даже сделал ему репутацию храбреца, – и никак не мог понять чего то. «Так и они еще больше нашего боятся! – думал он. – Так только то и есть всего, то, что называется геройством? И разве я это делал для отечества? И в чем он виноват с своей дырочкой и голубыми глазами? А как он испугался! Он думал, что я убью его. За что ж мне убивать его? У меня рука дрогнула. А мне дали Георгиевский крест. Ничего, ничего не понимаю!»
Но пока Николай перерабатывал в себе эти вопросы и все таки не дал себе ясного отчета в том, что так смутило его, колесо счастья по службе, как это часто бывает, повернулось в его пользу. Его выдвинули вперед после Островненского дела, дали ему батальон гусаров и, когда нужно было употребить храброго офицера, давали ему поручения.

Получив известие о болезни Наташи, графиня, еще не совсем здоровая и слабая, с Петей и со всем домом приехала в Москву, и все семейство Ростовых перебралось от Марьи Дмитриевны в свой дом и совсем поселилось в Москве.
Болезнь Наташи была так серьезна, что, к счастию ее и к счастию родных, мысль о всем том, что было причиной ее болезни, ее поступок и разрыв с женихом перешли на второй план. Она была так больна, что нельзя было думать о том, насколько она была виновата во всем случившемся, тогда как она не ела, не спала, заметно худела, кашляла и была, как давали чувствовать доктора, в опасности. Надо было думать только о том, чтобы помочь ей. Доктора ездили к Наташе и отдельно и консилиумами, говорили много по французски, по немецки и по латыни, осуждали один другого, прописывали самые разнообразные лекарства от всех им известных болезней; но ни одному из них не приходила в голову та простая мысль, что им не может быть известна та болезнь, которой страдала Наташа, как не может быть известна ни одна болезнь, которой одержим живой человек: ибо каждый живой человек имеет свои особенности и всегда имеет особенную и свою новую, сложную, неизвестную медицине болезнь, не болезнь легких, печени, кожи, сердца, нервов и т. д., записанных в медицине, но болезнь, состоящую из одного из бесчисленных соединений в страданиях этих органов. Эта простая мысль не могла приходить докторам (так же, как не может прийти колдуну мысль, что он не может колдовать) потому, что их дело жизни состояло в том, чтобы лечить, потому, что за то они получали деньги, и потому, что на это дело они потратили лучшие годы своей жизни. Но главное – мысль эта не могла прийти докторам потому, что они видели, что они несомненно полезны, и были действительно полезны для всех домашних Ростовых. Они были полезны не потому, что заставляли проглатывать больную большей частью вредные вещества (вред этот был мало чувствителен, потому что вредные вещества давались в малом количестве), но они полезны, необходимы, неизбежны были (причина – почему всегда есть и будут мнимые излечители, ворожеи, гомеопаты и аллопаты) потому, что они удовлетворяли нравственной потребности больной и людей, любящих больную. Они удовлетворяли той вечной человеческой потребности надежды на облегчение, потребности сочувствия и деятельности, которые испытывает человек во время страдания. Они удовлетворяли той вечной, человеческой – заметной в ребенке в самой первобытной форме – потребности потереть то место, которое ушиблено. Ребенок убьется и тотчас же бежит в руки матери, няньки для того, чтобы ему поцеловали и потерли больное место, и ему делается легче, когда больное место потрут или поцелуют. Ребенок не верит, чтобы у сильнейших и мудрейших его не было средств помочь его боли. И надежда на облегчение и выражение сочувствия в то время, как мать трет его шишку, утешают его. Доктора для Наташи были полезны тем, что они целовали и терли бобо, уверяя, что сейчас пройдет, ежели кучер съездит в арбатскую аптеку и возьмет на рубль семь гривен порошков и пилюль в хорошенькой коробочке и ежели порошки эти непременно через два часа, никак не больше и не меньше, будет в отварной воде принимать больная.
Что же бы делали Соня, граф и графиня, как бы они смотрели на слабую, тающую Наташу, ничего не предпринимая, ежели бы не было этих пилюль по часам, питья тепленького, куриной котлетки и всех подробностей жизни, предписанных доктором, соблюдать которые составляло занятие и утешение для окружающих? Чем строже и сложнее были эти правила, тем утешительнее было для окружающих дело. Как бы переносил граф болезнь своей любимой дочери, ежели бы он не знал, что ему стоила тысячи рублей болезнь Наташи и что он не пожалеет еще тысяч, чтобы сделать ей пользу: ежели бы он не знал, что, ежели она не поправится, он не пожалеет еще тысяч и повезет ее за границу и там сделает консилиумы; ежели бы он не имел возможности рассказывать подробности о том, как Метивье и Феллер не поняли, а Фриз понял, и Мудров еще лучше определил болезнь? Что бы делала графиня, ежели бы она не могла иногда ссориться с больной Наташей за то, что она не вполне соблюдает предписаний доктора?
– Эдак никогда не выздоровеешь, – говорила она, за досадой забывая свое горе, – ежели ты не будешь слушаться доктора и не вовремя принимать лекарство! Ведь нельзя шутить этим, когда у тебя может сделаться пневмония, – говорила графиня, и в произношении этого непонятного не для нее одной слова, она уже находила большое утешение. Что бы делала Соня, ежели бы у ней не было радостного сознания того, что она не раздевалась три ночи первое время для того, чтобы быть наготове исполнять в точности все предписания доктора, и что она теперь не спит ночи, для того чтобы не пропустить часы, в которые надо давать маловредные пилюли из золотой коробочки? Даже самой Наташе, которая хотя и говорила, что никакие лекарства не вылечат ее и что все это глупости, – и ей было радостно видеть, что для нее делали так много пожертвований, что ей надо было в известные часы принимать лекарства, и даже ей радостно было то, что она, пренебрегая исполнением предписанного, могла показывать, что она не верит в лечение и не дорожит своей жизнью.