Индийский субконтинент пережил возвышение харизматических лидеров и успешное обретение независимости - невзирая на внутрисоциальные конфликты.

Недовольство и национализм

Несмотря на изначальную лояльность Индии по отношению к Великобритании, с началом Первой мировой войны лишения, которые приходилось терпеть Индии как прямое следствие конфликта, влекли за собой постоянный рост недовольства в стране. В 1920-е и 1930-е гг. борьба индийцев за независимость от Англии обострилась, и вновь пробудились националистические чувства. Более того: хотя со стороны англичан был сделан ряд уступок - например, в виде Закона о конституции Индии от 1919 г. («Government o India Act»), который позволял индусам входить в состав провинциальных правительств,- Британия решительно отказалась полностью снимать с себя контроль, что привело к беспорядкам среди индийского населения. Некоторые имели форму мирного протеста, но иногда возникали и жестокие столкновения. С увеличением наплыва националистических идей снова обнаружились острые разногласия между партией индуистов («Индийский национальный конгресс», ИНК) и Всеиндийской мусульманской лигой (All India Muslim League) - разногласия, которые до войны безуспешно использовались англичанами для раздела Бенгалии и которые удалось временно урегулировать в военные годы.

Ганди

Махатма Ганди был индусом, выходцем из среднего класса. Получил юридическое образование в Англии, после чего более 20 лет защищал права индийцев в Южной Африке, где сам подвергался дискриминации и выступал против нее. В 1915 г. вернулся в Индию, по окончании Первой мировой войны реорганизовал Конгресс и взялся поддерживать национальные идеи, устраивая акции ненасильственного сопротивления - забастовки, бойкоты и отказы от уплаты налогов. В ответ британцы арестовали тысячи индийцев, в числе которых были члены ИНК, и сам Ганди на 2 года отправился за решетку. После освобождения Ганди направил свое внимание на самые притесняемые слои индусского населения и pa- I ботал с низшей кастой - неприкасаемыми; Ганди призывал людей возвращаться к простой жизни.

Вверху: Лорд Луис Маунтбеттен граф Бирманский (слева), последний вице-король Индии, осуществивший раздел Индии на Индию и Пакистан, со своей супругой и Мухаммед Али Джинна - лидер Всеиндийской мусульманской лиги, после переговоров в Нью-Дели, Индия 1947 г.

Заинтересованный в политике средний класс поддерживал его, поскольку Махатма сделал из ИНК учреждение для народа, и за ним последовали крестьяне, которые преклонялись перед ним, как перед святым, так как он выступал за социальные реформы. Таким образом Ганди удалось сплотить индийцев-индуистов для стремления к общей цели - независимости. Он также пытался добиться единогласия между индуис-I тами и мусульманами; однако с 1930 г. призыв к образованию собственного мусульманского государства на севере Индии стал звучать все громче.

Путь к независимости

В 1928 г. на всесторонних переговорах Индия и собраниях ИНК выдвинула требование обеспечить ей статус доминиона (статус самостоятельного общества и равноправное членство в Содружестве наций), а в противном случае грозилась вернуться к массовым акциям гражданского неповиновения. После заседания ИНК в декабре 1929 г., на котором незадолго до этого избранный президент Пандит Джавахарлал Неру потребовал полной независимости, подобные акции снова возобновились по всей Индии. 26 января 1930 г. был объявлен Днем обретения полной независимости («пурна сварадж»), а с марта по апрель Ганди возглавил знаменитый «Соляной поход». Вместе с несколькими спутниками он в знак протеста против повышения британцами соляных налогов прошел 400 км пешком от своего ашрама близ Ахмадабада до селения Данди, чтобы собрать на побережье мелкие кристаллики соли - что было запрещено, поскольку тем самым он нарушал британскую монополию на соль. В результате Ганди был арестован вновь. В то же самое время в Лондоне состоялась Первая конференция за круглым столом, целью которой было решить «индийский вопрос». Однако ИНК отказалось участвовать в конференции до тех пор, пока Ганди и другие выразители взглядов индийского народа не будут освобождены из заключения.

В 1931 г., выйдя на свободу, Ганди согласился прекратить акции гражданского неповиновения, а в качестве ответной услуги, согласно пакту Ганди-Ирвинга, на свободу были выпущены все политзаключенные. Ганди отправился на Вторую конференцию за круглым столом как представитель Национального конгресса.

Однако он остался разочарован результатами первого раунда переговоров и в 1932 г. вновь решил открыть движение не сотрудничества. До 1935 г. переговоры между партией Конгресса и британским правительством успели полностью остановиться, а при вице-короле лорде Виллингтоне в тот же год была выпущена новая Конституция для Индии - серьезный шаг к независимости субконтинента.

После выборов было основано одиннадцать самоуправляющихся провинций, в восьми провинциях ИНК завоевало ощутимое большинство голосов, в трех остальных пришлось организовывать коалиции с Мусульманской лигой. Однако Ганди, Неру и многих других их соратников это не удовлетворило: только полная независимость могла выполнить их требования. Тем временем многие мусульмане, во главе которых стоял Мухаммед Али Джинна, опасались, что превосходящие по численности индуисты их в скором времени подавят, так что среди них росло желание получить независимость, не только от Великобритании, но и от Индии, в которой доминировали индуисты.

Вторая мировая война и Индия

В 1939 г., когда началась Вторая мировая война, вице-король лорд Линлитгоу объявил об участии Индии, не посовещавшись с провинциальными правительствами - что заставило министра ИНК уйти в отставку и отказаться от оказания какой бы то ни было поддержки. Однако когда японцы стали приближаться к границам Индии, Великобритания решила предложить Индии полную независимость в обмен на поддержку в войне. В результате в помощь Британии были мобилизованы многочисленные индийские солдаты, которые сражались бок о бок с союзниками.

Во время войны требование Джинна основать отдельное исламское государство Пакистан обрело больший вес, поскольку британцы не только соглашались на послевоенную независимость, но также одобряли пункт, позволяющий провинциям выходить из федерации. Ганди и Неру были настроены против этих планов: в 1942 г. они попытались провести кампанию «Оставьте Индию», чтобы вызвать Великобританию на новые совещания. И снова развернулись массовые протесты гражданского неповиновения, Ганди и Неру вместе с другими депутатами ИНК были арестованы. Британцы были уверены, что в скором времени вторгнутся японцы и помогут партии Конгресса прийти к власти.

Независимость - раздел страны

Однако японцы в Индию так и не пришли; их капитуляция последовала через несколько дней после того, как были сброшены бомбы на Хиросиму и Нагасаки. На этом Вторая мировая война была закончена. I В 1945 г. британское правительство, возглавляемое Клементом Эттли, приняло решение дать Индии независимость - однако при условии, что Индия сохранит структуру федерации, в то время как ИНК желало видеть объединенную Индию с централизованным правительством. Всеиндийская мусульманская лига усиленно следовала своему плану по созданию автономного Пакистана. После выборов 1945 г. политическая ситуация в Индии зашла в тупик, что привело к широкомасштабным восстаниям и ожесточенным столкновениям между индуистами и мусульманами. Англичане пытались разрешить конфликт военным вмешательством, однако гражданская война была уже неизбежна. 15 августа Индия получила свою независимость. Неру стал премьер-министром, одновременно возникли Западный и Восточный Пакистан (с 1971 г.- Бангладеш). Три провинции противились любой интеграции: Джунагадх, Хайдарабад и Кашмир. Первые две были быстро поглощены Индией, в то время как ситуация в Кашмире выглядела более проблемано. Как мусульманские, так и индуистские влияния раскалывали страну и приводили к конфликтам, которые продолжались до 1949 г. Поскольку миллионы индусов и мусульман бежали через новые границы и поселялись либо в преимущественно индуистской Индии, либо в исламском Пакистане, жестокие конфликты повсеместно то и дело снова вспыхивали по обе стороны; многих из тех, кто оставался на своих изначальных местах, ждала смерть - так было и в Индии, и в Пакистане. Ганди, который вернулся к своей общественной работе в Бенгалии, решил положить конец насилию: он объявил голодовку, поклявшись умереть от голода, если не прекратится преследование мусульман в Индии. Этот протест принес плоды - однако вскоре после этого, в январе 1948 г., он был убит брахманом, который видел в Ганди предателя.

28 октября 1950 г.; премьер-министр Индии Пандит Джавахарлал Неру (слева) у пруда с кувшинками в своем саду в Нью-Дели с дочерью Индирой Ганди (справа) и ее сыном Радживом; оба занимали пост премьер-министра после Неру.
Индия после обретения независимости

После провозглашения независимости история Индии характеризовалась спорадически вспыхивающими восстаниями. Пандит Джавахарлал Неру успешно правил на посту премьер-министра до конца своих дней (1964) и провел свою нацию через время относительного спокойствия и стабильности. Преемницей стала его дочь Индира Ганди. Она тоже была сильной правящей личностью, однако получила обвинение в коррупции и в 1978 г. на короткий срок была заключена под арест. В следующем году снова была избрана на пост-премьер-министра, но в 1984 г. погибла от рук сикхов-фанатиков. ИНК оставался доминирующей политической партией в Индии, за исключением коротких периодов в конце 1970 г., а также в конце 1980 г. и до середины 1990-х гг. В эти годы свои позиции укрепляла партия индусских националистов (Бхаратия джаната парти), являя новую политическую силу, которая стремилась возглавить страну; в 1996 г. она победила в выборах с мощным перевесом.

Индия славится давней историей своей демократии, но эта история всегда характеризовалась напряжениями между различными этническими и политическими силами, особенно между индусами и мусульманами. Свидетельство тому - существующее по сей день недоверие в отношениях между Индией и Пакистаном.

До 1857 года Индия находилась под управлением англичан. Только, как это ни странно, страной правили не представители британской короны, а торговая фирма – Ост-Индийская компания. Естественно, компания не справлялась с этой титанической задачей.

Компания была не в состоянии эффективно управлять такой огромной страной, как Индия, по определению. Преследуя свои меркантильные интересы, Ост-Индийская компания наводнила индийский рынок дешевыми импортными товарами, что подрывало местное производство. Крестьяне покидали свои угодья из-за высоких налогов. В народе распространялись слухи о скором падении Ост-Индийской компании, которой, согласно предсказанию, оставалось править Индией до 1857 г. В стране орудовали банды разбойников и убийц, среди которых особенно «прославилась» секта душителей, которые душили людей и приносили в жертву богине Кали. Активная вестернизация индийского населения английскими «просветителями» вызывала протесты в ортодоксальных кругах. Среди индийской аристократии также раздавались недовольные голоса, поскольку многие правители были лишены своих земель – их аннексировали английские генералы-губернаторы. Но главная опасность была в недовольстве военных, которых все чаще отправляли воевать заграницу или подавлять мятежи местного населения, что противоречило их религиозным убеждениям. Было у них и много других поводов для недовольства. Все шло к Великому Индийскому Бунту, который не заставил себя ждать.

Бунт (или, как его еще называют, Восстание Сипаев) начался в казармах города Мират в штате Уттар-Прадеш 10 мая 1857 г. Среди солдат прошел слух, что в качестве смазки для гильз с порохом, использовался говяжий и свиной жир. Поскольку в том время гильзы с порохом перед использованием разрывали зубами, это вызвало негодование как у индуистов, так и у мусульман. Военные отказались применять гильзы. Со стороны английского командования последовали репрессивные меры, которые окончились тем, что солдаты напали на своих командиров, перебили их и двинулись на Дели. Вскоре бунт распространился и на другие казармы. Военные удерживали Дели в течение 4 месяцев и в течение 5 месяцев осаждали Британскую Резиденцию в Лакхнау, но у бунтовщиков не было четкого плана действия и единодушия. Кроме того, некоторые военные части оставались верны анлгичанам. К концу 1857 г. восстание было подавлено, но оставило глубокие шрамы у обеих сторон.

В 1858 году Британская Корона отстранила Ост-Индийскую компанию от управления Индией, и взяла власть в свои руки. Индия официально стала колонией Великобритании. Колониальные власти стали вести более гибкую и мягкую политику, пообещав не вмешиваться в дела индийских княжеств, пока они остаются лояльными британскому правлению. Была введена новая налоговая политика, англичане стали уделять больше внимания экономическому развитию страны, строительству железных дорого и других объектов инфраструктуры, на высокие административные должности стали назначать индийцев… Но семя стремления к независимости уже упало в благодатную почву. Как скоро оно прорастет и принесет плоды – лишь вопрос времени.

Оппозиция британскому правлению росла и крепла, и к началу 20 века выросла в реальную силу, с которой англичане больше не могли не считаться. Во главе оппозиции стоял Индийский Национальный Конгресс, старейшая политическая партия в Индии. Лидерами партии были индуисты, выступавшие за независимость Индии. У мусульман тоже образовалась своя партия – Мусульманская Лига, которая ратовала за создание мусульманского государства из тех территорий Индии, где преобладало мусульманское население.

С приходом Первой Мировой Войны, политическая ситуация в Индии несколько нормализовалась. Партия Индийского Национального Конгресса одобрила участие индийцев в войне на стороне Великобритании, в надежде, что британцы в знак благодарности пойдут на значительные послабления и уступки. В Первую Мировую более 1.000.000 индийских добровольцев сражалось в рядах британской армии. Около 100.000 из них погибло. Но после окончания войны британцы дали понять, что не собираются идти ни на какие уступки. По всей стране стали проходить массовые антиколониальные выступления, которые часто жестоко подавлялись. 13 апреля 1919 года британские солдаты открыли стрельбу по толпе безоружных людей в Амритсаре (штат Пенджаб), убив 379 и ранив 1200 человек. Новости об этой кровавой расправе быстро разлетелись по всей Индии, и многие из тех индийцы, которые до этого нейтрально относились к властям, стали поддерживать оппозицию.

К этому времени у Индийского Национального Конгресса появился новый лидер – Мохандас Карамчанд Ганди, известный также как Махатма (Великая Душа) Ганди. Махатма Ганди призывал народ к ненасильственному протесту против действий британских властей: бойкоту иностранный товаров, мирным демонстрациям и акциям. Показывая собственным примером, как бороться с властью без насилия, соблюдая древний религиозный закон ахимсы (неприменения насилия), Махатма Ганди снискал себе славу святого и миллионы сторонников по всей Индии.

В 1942 году Махатма Ганди, чувствуя близкий конец британского владычества в Индии, организовал массовую анти-британскую кампанию под лозунгам "Вон из Индии!".

После Второй Мировой Войны Британское правительство стало понимать, что удержать Индию не удастся. Это понимали и индийцы. Лига Мусульман призывала к созданию собственного мусульманского государства. Проблема отношений индуистов и мусульман приняла общенациональный характер. Не обошлось без кровавых столкновений на религиозной почве, в которых погибли тысячи человек. В конце концов стороны пришли к выводу о необходимости выделения мусульманских территорий в отдельное государство – Пакистан.

15 августа 1947 года Индия наконец получила независимость, а также образовалось новое государство – Пакистан, состоящее из двух частей ¬– Западного Пакистана (территория современного государства Пакистан) и Восточного Пакистана (территория современного государства Бангладеш).

Проблема с образованием Пакистана заключалась в том, что было очень трудно провести границу между мусульманской и индуистской территориями. Англичане взяли на себя роль арбитров, но никакие усилия не могли обеспечить идеальный вариант. Граница была проведена между городами Лахор и Амритсар в штате Пенджаб, а также восточнее Калькутты. Но трудность была в том, что по обе стороны от границы были территории со смешанным индо-мусульманским населений или же были индуистские поселения на мусульманских территориях и наоборот.

Выделение части индийских территорий в отдельно государство Пакистан привело к возникновению огромных потоков беженцев с одной и с другой стороны. Разгорелся жесточайший межэтнический конфликт. На поезда, наполненные беженцами, нападали толпы фанатиков – индуистов, сикхов или мусульман – и устраивали массовые побоища. Погромы не обошли и города. Деление Индии затронуло судьбы огромного количества людей: 12.000.000 стали беженцами, 500.000 погибли в индо-мусульманских столкновениях. Как это ни парадоксально, 1947 год – год обретения независимости – стал одним из самых мрачных во всей истории Индии.

Примечание: Португальская колония Гоа на территории Индии просуществовала до 1961 года, французская колония Пондишерри - до 1954 года. До 1948 года в состав Британских колоний в Индостане входила также Шри-Ланка и Бирма (современная Мьянма).

День независимости Индии - это выдающийся праздник для каждого жителя этого государства. Отмечают его 15 августа. История праздника начинается с 1947 года, именно тогда население Индии начало отмечать свою независимость от Великобритании.

15 августа 1947 года вступил в действие акт, провозглашающий независимость Индии (Indian Independence Act). А также в этот день тогдашний премьер-министр Джавахарлал Неру в присутствии большого количества народа поднял . Происходило это в Дели, над стенами .

С того момента история Индии словно началась заново - история нового, независимого государства. День независимости ежегодно отмечается практически во всех индийских городах, а также деревнях. Проводится торжественная церемония, являющаяся традиционной и неизменной в своих правилах. Местными властями всегда произносится речь - это своеобразный ритуал.

Политические деятели каждый раз делают вступление, в котором напоминают об истории праздника, о том, как тяжело досталась Индии свобода. Далее следуют рассказы о неизменности традиций национально-освободительной борьбы.

Историческое прошлое

Давайте немного вернёмся в историю. А началось всё с установления торгово-экономического морского пути на Запад. После того как Индия совершила такой шаг, европейские торговцы решили завладеть полуостровом Индостан и близлежащими территориями. Уже в 18 веке полуостров оказался под властью Англии.

Плохие условия жизни, которые обеспечивались колониальной политикой, стали причиной восстаний. Так что в 19 веке началось национально-освободительное движение, в основном организованное рабочими. Всё чаще устраивались митинги и забастовки, правительство Британии всячески пыталось остановить их, но попытки были тщетны.

Большинство митингов были устроены с требованием повысить заработную плату, улучшить условия труда и уменьшить количество трудовых часов. В результате образовывались профсоюзы - общества, состоящие из простых граждан, которые выступали за расширение своих прав. Борьба за освобождение от колонизации Англией приобрела массовый характер и постоянно возрастала в масштабах, всё больше людей становились на поддержку профсоюзов.

Возглавлял эту борьбу , весьма знаменитая личность. Имя этого человека на сегодняшний день знакомо каждому жителю Индии и далеко за её пределами. Ганди был обычным человеком, который организовывал бойкоты и забастовки.

Однажды он пришел к правительству на переговоры не в торжественных одеждах, как было принято, а в обычной одежде, что шокировало властей.

Продолжение забастовок

Бойкоты возникали не только на заводах. Бастовали студенты, школьники. Ещё одним важным требованием было объединение мусульманской и индуистской религий, что не удавалось совершить уже долгое время. Именно разобщённость двух верований долгое время создавала преграды для обретения государством независимости.

Интересный факт: первый день независимости Индийского государства был отмечен 26 января 1930 года . В то время бунтующее население было полностью уверено в своих силах, были распланированы дальнейшие действия, которые должны были принести успех.

Но в 1933 население Индии потерпело поражение. Это не остановило активные освободительные действия, они продолжались и во время Второй мировой войны. В 1942 выше упомянутый Махатма Ганди стал организатором очередного революционного движения, деятельность которого всё же заставила англичан признать поражение.

Религия в Индии занимает значимое место, поэтому существует праздник в честь Дня Рождения бога Ганеши. Как и когда он празднуется узнаете .

Также есть праздники, которые отмечают не везде, а только в конкретном штате, например, фестиваль Онам в Керале:

День независимости сегодня

В День Независимости губернаторами устраиваются различные приёмы, куда приглашаются высокопоставленные лица. Праздничные собрания устраивают общественные организации.

До 1950 года этот праздник был единственным торжеством для жителей Индии. Только этот праздничный день на то время был объявлен выходным для предприятий и учреждений разного типа.

Танцующие пограничники на посту Индия-Пакистан

Болливудский актер Шах Рух Кхан с индийским триколором в Мумбаи

Индийский артист, переодетый в бога-обезьяну Хануман. Форт Голконд, штат Хайдабарад, Индия. 15 августа 2014 года.

Не имея достаточных сил, чтобы сохранить колониальный статус Индии, правящие круги Англии стали склоняться к идее предоставления ей прав доминиона. В начале 1946 г. в Индии были проведены первые послевоенные выборы в Центральное и провинциальные законодательные собрания. 15 марта 1946 г. лейбористское правительство Англии заявило о готовности предоставить Индии статус доминиона, предполагавший ее независимость при сохранении формальной власти английского короля. Но это оказалось чрезвычайно трудной задачей. Противоречия между индусами и мусульманами были уже непримиримыми. Мусульманская лига во главе с Мохаммедом Али Джинной (1876 – 1948) с 1940 г. выступала за создание в преимущественно мусульманских провинциях отдельного исламского государства Пакистан.

Попытка англичан создать временное правительство для подготовки Индии к независимому существованию натолкнулись на взаимное непонимание между ИНК и Мусульманской лигой. На равное представительство в нем соглашалась Лига. Но выступал против Конгресс, имевший поддержку подавляющего большинства населения. Когда же колониальные власти в соответствии с западными нормами демократии предложили Председателю ИНК Дж. Неру самостоятельно сформировать коалиционное правительство с участием мусульман, Лига наотрез отказалась в него войти. В августе 1946 г. начались индо-мусульманские столкновения и погромы в Калькутте и других городах. Усилия М.Ганди по примирению сторон оказались безуспешными. Лишь в октябре 1946 г. представители Лиги вошли в правительство, сохранив приверженность идее Пакистана. Погромы на религиозной почве продолжались.

В создавшихся условиях во избежание крупномасштабной войны в Индии английское правительство весной 1947 г. изменило процедуру предоставления ей независимости. Было решено создать на ее территории два государства – Индию и Пакистан. В состав последнего должны были войти населенные преимущественно мусульманами западные провинции колонии и некоторые восточные ее территории (Восточная Бенгалия), расстояние между которыми равнялось 1,5 тыс. км. Возможно, это было не лучшее решение, поскольку во многих районах страны индусы и мусульмане жили вперемешку, а в условиях ее раздела конфликты между ними становились неизбежными.

18 июля 1947 г. английский парламент принял Акт о независимости Индии, предусматривавший образование 15 августа того же года доминионов Индии и Пакистана, входивших в Британское содружество. Ускорилось массовое переселение индусов в Индию, а мусульман – в Пакистан, сопровождавшееся многочисленными кровавыми столкновениями. 15 августа 1947 г. Индия и Пакистан официально стали суверенными независимыми государствами.

Но и после этого конфликты в Индии, где остался 61 млн. мусульман (9% населения) не прекратились. Вставший на защиту религиозного мира М. Ганди сам был убит 30 января 1948 г. религиозным фанатиком – индусом. Так в первый год независимости Индии трагически оборвалась жизнь наиболее выдающегося борца за ее свободу.

В деле налаживания экономической жизни страны также имелись большие трудности, усугубленные отходом к Пакистану районов, специализировавшихся на выращивании хлеба, хлопка, производстве джута и др. В Индии обострилась и без того сложная продовольственная проблема. Упал уровень жизни большинства населения.

Пытаясь решить эти текущие проблемы, правительство при участии различных политических партий и групп в 1948 – 1949 гг. занималось и разработкой важнейшего для Индии документа – Конституции. Она в конце ноября 1949 г. была утверждена Учредительным собранием и 26 января 1950 г. вступила в силу. Этот день считается Днем независимости страны. Индия перестала быть английским доминионом и была провозглашена «суверенной демократической республикой». Официальным главой государства становился президент, избираемый сроком на 5 лег. Исполнительная власть осуществлялась от его имени Советом министров во главе с премьер-министром. Законодательную ветвь власти олицетворял двухпалатный парламент. Республика Индия создавалась как федеративное государство с ограниченными полномочиями штатов. И центральное правительство, и правительства штатов были подотчетны законодательным органам.

3.4 Провозглашение независимости Индии

Партия Индийский национальный конгресс отвергла право властей на проведение силовых акций, которое закреплялось в тех разделах Закона, которые касались провинциальных правительств.

Последние годы, предшествовавшие Второй мировой войне, оказались относительно спокойными, но курс на провинциальную автономию вызвал естественную озабоченность национальных меньшинств. Лидер мусульман Мухаммед Али Джинна потребовал создать комиссию для изучения жалоб, которые, по его мнению, свидетельствовали о притеснении членов исламской конфессии в областях, где индуистское население составляло большинство.
Вторая мировая война. В соответствии с Конституцией Индия автоматически стала воюющей стороной после обращения вице-короля к населению с заявлением, что «началась война между Великобританией и Германией». Вскоре лидеры Индийского национального конгресса выразили недовольство тем обстоятельством, что при принятии решения по вопросам войны и мира не было предусмотрено участие индийцев.

От английского правительства потребовали отчета о его намерениях в отношении Индии по окончании войны. Конгресс отказался поддерживать военные усилия английской администрации, отозвав своих министров из провинциальных правительств. Положение изменилось 10 января 1940, когда вице-король объявил, что британские власти планируют после войны предоставить Индии статус доминиона. В марте 1940 Мусульманская лига жестко сформулировала предложения о разделе страны.

В августе 1940 правительство выдвинуло новое предложение. Все партии приглашались принять участие в работе расширенного Совета при генерал-губернаторе и Совещательного военного совета. Ни Конгресс, ни Мусульманская лига не откликнулись на это предложение, а в октябре 1940 Конгресс начал кампанию гражданского неповиновения.

Миссия Криппса. Следующую попытку преодолеть тупик в переговорном процессе предпринял в марте 1942 прибывший в Индию член английского военного кабинета Ричард Стаффорд Криппс. Английское правительство предлагало разработать конституцию страны с помощью специального выборного органа, сформированного в Индии непосредственно после окончания войны; давало согласие на выход Индии из Британского Содружества, если она того пожелает; предоставляло провинциям право отказаться от вступления в новый Индийский Союз.

Высказывалась готовность передать индийским политическим кругам рычаги управления страной во всех сферах, кроме обороны. Предложения были отвергнуты. Начались волнения, которые были вскоре подавлены. Ганди и другие ведущие деятели Индийского национального конгресса были арестованы и заключены в тюрьму /Дьяков, 1952, с. 221/.

Развитие событий после войны. Вице-король Индии Арчибалд Персивал Уэйвелл провел встречу с представителями всех партий в июне 1945 в Шимле, но не смог договориться с Индийским национальным конгрессом и Мусульманской лигой. Вскоре состоялись всеобщие выборы, и стало ясно, что подавляющее большинство мусульман настаивает на разделе Индии. Миссия британского правительства, направленная в марте 1946, потерпела неудачу в главном вопросе, однако способствовала принятию двух важных решений: о выборах учредительного собрания, которому поручалось выработать проект конституции Индии, и о переговорах о формировании временного правительства с участием членов Конгресса и Мусульманской лиги.

Это правительство должно было передать власть в индийские руки, не дожидаясь завершения мероприятий, связанных с принятием конституции. Лидер Индийского национального конгресса Джавахарлал Неру возглавил временное правительство, сформированное 24 августа 1946, а лидер Мусульманской лиги Лиакат Али Хан занял пост министра финансов. Однако межобщинные споры зашли слишком далеко.

В Калькутте непосредственно перед утверждением временного правительства произошла кровавая резня, а несколькими месяцами позднее аналогичные трагические события случились в Пенджабе.

В феврале 1947 английский премьер-министр Клемент Ричард Эттли заявил в парламенте Великобритании, что власть в Индии будет передана центральному или областным правительствам не позднее июня 1948. При этом Великобритания оставила за собой право решать, кто конкретно получит власть. Высказывания Эттли наэлектризовали обстановку: индусы поняли, что возможно расчленение Индии, а мусульмане уяснили, что для них не исключена вероятность жить при правительстве большинства в новом государстве. В марте 1947 в Индию прибыл новый вице-король Луис Маунтбеттен для исполнения принятых решений.

В июне 1947 была достигнута окончательная договоренность, позволившая британскому парламенту принять Закон о независимости Индии, который вступил в силу 15 августа 1947. В этом документе излагались принципы раздела, согласно которым ряду областей предоставлялась возможность определиться – вступать в Индийский Союз или Пакистан и декларировалось право каждого из этих доминионов на самоуправление с правом выхода из Содружества. Прекращался также сюзеренитет английской монархии над индийскими княжествами, а также действие заключенных с ними договоров. Произошел также раздел двух провинций – Бенгалии и Пенджаба. Население Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба сделало выбор в пользу Пакистана, а жители Западной Бенгалии и Восточного Пенджаба высказались за вхождение в состав Индийского Союза.

1. В Индии образуются два доминиона: Индийский Союз и Пакистан.

2. Вопрос о разделе Бенгалии и Пенджаба по религиозному признаку решается раздельным голосованием депутатов от частей провинций с преобладанием индусского и мусульманского населения.

3. В Северо-Западной пограничной провинции и округе Силхет (Ассам), населенном в основном мусульманами, проводится референдум.

5. Вхождение княжеств в один из доминионов составляет юрисдикцию их правителей.

6. Учредительное собрание делится на учредительные собрания двух доминионов; они определят будущий статус обоих государств.

Национальный конгресс понимал, что англичане - при поддержке Лиги - любыми средствами добьются раздела страны, и, чтобы предотвратить новое кровопролитие, согласился на принятие «плана Маунтбэттена».

Сессия Всеиндийского комитета конгресса, собравшаяся в июне 1947 г., 157 голосами против 61 приняла английские предложения.

В то же время Совет Мусульманской лиги выступил с дополнительным требованием о включении в Пакистан всей Бенгалии и всего Пенджаба.

Во время голосования в Пенджабе и Бенгалии депутаты от «индусских» округов, следуя решению Конгресса, проголосовали за раздел провинций, депутаты же от «мусульманских» округов голосовали за сохранение неразделенных Бенгалии и Пенджаба.

Исход голосования в Синде и референдумов в Силхете и Северо Западной пограничной провинции предопределил их включение в Пакистан. При этом вице-король отклонил требование лидера краснорубашечников Абдулл Гаффар-хана о включении в референдум вопроса об образовании самостоятельного Пуштунистана. За него выступало подавляющее большинство из числа 15% населения провинпиш, обладавших правом голоса.

В августе 1947 г. английский парламент утвердил «план Маунтбэттена» в качестве Закона о независимости Индии, который вошел в силу 15 августа того же года.

В этот день Джавахарлал Неру впервые поднял национальный флаг Индии над историческим Красным фортом в Дели. Героическая борьба нескольких поколений индийских борцов за свободу успешно завершилась. С победой национальной революции в истории Индии начался новый период независимого развития.


Заключение

Потеряв свои колонии в Северной Америке, Англия обратила свой взор на Индию, и, в период от 1838 по 1849 гг. в войнах с сикхами и афганцами британское владычество было окончательно установлено в пределах этнографических, политических и военных границ всего ост-индского континента в результате присоединения Синда и Пенджаба.

Сокровища, поступаемые из Индии в Англию приобретались путем прямой эксплуатации страны и захвата огромных богатств.

Общим результатом колониального ограбления Индии во второй половине XVIII в. – начале XIX в. было огромное разрушение производительных сил. Происходило уменьшение численности населения и сокращение обрабатываемых площадей.

В течение двухсот лет Индия была владением Великобритании. В течение всего этого времени индийский народ вел упорную борьбу за свое освобождение, которая увенчалась успехом уже после второй мировой войны. В августе 1947 года она добилась получения статуса доминиона, а 26 января 1950 года была провозглашена Республикой. В этот день над Красным Фортом - бывшей резиденцией Великих Монголов - в Дели был поднят новый флаг независимой Индии. Но Индия осталась членом Содружества, возглавляемого Великобританией.

В соответствии с конституцией страны, принятой в том же году, состоящий из двух палат: верхней - Совета штатов ("Раджья сабха") и нижней - Народной палаты ("Лок сабха"). Главой государства считается президент, избираемый на пять лет. Однако в своих действиях он обязан руководствоваться рекомендациями правительства, возглавляемого премьер-министром. Поэтому практически исполнительная власть от имени президента осуществляется Советом министров, а роль премьер-министра в политической жизни общества особенно велика. Премьер-министром назначается лидер той партии, которая на выборах получает большинство в Народной палате. Со времени достижения Индией независимости у власти в стране (с небольшими перерывами) находится партия "Индийский национальный конгресс".

История становления административно - территориального устройства Индии довольно сложна и к тому же уходит своими корнями в далекое прошлое. Едва ли не главная черта этого устройства в эпоху феодальной Индии заключалась в чрезвычайной территориальной раздробленности.

В эпоху британского владычества территория современной Индии состояла как бы из двух административно-территориальных частей. Первую из них представляли восемь провинций, составлявших так называемую "Британскую Индию". Это были крупные территориальные образования, занимавшие основные пространства в приморских частях Индии и в долине Ганга, - Бомбей, Западная Бенгалия, Мадрас, Бихар, Ассам и др. И в военно-стратегическом, экономическом отношении они играли главную роль. Здесь же находились основные опорные пункты англичан в этой стране - Бомбей, Калькутта и Мадрас. Вторую часть образовывали 554 княжества, которые находились в вассальной зависимости от британской короны и именовались "Туземной Индией". Среди них было только крупных княжеств - Раджпутана, Хайдерабад, Кашмир, Майсур. Но в большинстве своем они представляли собой мелкие и мельчайшие владения, зачастую напоминавшие мелкопоместные помещичьи усадьбы. В совокупности "туземные" княжества занимали 1/3 территории Индии и концентрировали примерно 1/4 ее населения. Как правило, и провинции и княжества имели разноязыкий состав населения, что препятствовало национальной консолидации народов Индии.

Поэтому еще с конца Х1Х в. одним из требований нараставшего национально-освободительного движения стала ликвидация княжеств и образование провинций по лингвистическому (национальному) признаку. Наиболее последовательно они поддерживались партией "Индийский национальный конгресс", но, придя к власти, эта партия не могла не считаться с очень сложными межнациональными отношениями в стране. Поэтому административно-территориальные реформы осуществлялись в Индии постепенно, от этапа к этапу.

После завоевания Индией независимости здесь получили распространение социальные и политические движения под сформулированными Ганди лозунгами всеобщего благоденствия - сарводайя и ненасилия

Сегодня к разработке идей ненасильственной революции, ненасилия в политике, межнациональных, межгосударственных и социальных отношениях обращается все большее число политических деятелей, публицистов и ученых, что сыграет не последнюю роль в дальнейшем развитии Индии.

В процессе написания данной дипломной работы можно прийти к выводу о том, что колонизация Индии имеет как отрицательные, так и положительные последствия. Одна из важнейших положительных черт, на мой взгляд, является то, что за счет колонизации происходил ввоз капитала, и тем самым происходил подъем экономики Индии. Отрицательной же чертой был захват и угнетение английскими колонизаторами индийского народа, а также попытка уничтожения культурных ценностей народа.

Список использованной литературы

1. Антонова К.А. и др. История Индии. Краткий очерк. М., Мысль. 1973.

2. Бэшем А. Чудо которым была Индия. М., Наука, 1977.

3. Васильев А.В. История востока. 3-е издание. М., Высшая школа. Т.2. – 2003.

4. Пробуждение Азии 1905г. и революции на Востоке: сборник статей // Под ред. М.С.Годеса. 1935

5. История стран Азии и Африки в новейшее время. В 2-х частях. М.Я. Юрьев, Л.М. Гатауллина. Изд. МГУ, 1976.

6. Новейшая история стран Азии и Африки МГУ. 1965.

7. Новейшая история Азии и Африки. 3 Т., 2003.

8. Новейшая история Индии. М., 1959.

9. Володин М. Индия: становление институтов буржуазной демократии. М., 1959.

10. Павлов В.И. Формирование индийской буржуазии. М., 1958.

11. Синхап Л. Революционное движение в Индии в 1905-1914гг.//Народы Азии и Африки, № 2, 1972.

12. Райков А. Национально-революционные организации Индии в борьбе за свободу 1905-1930г. М., 1979.

13. Комаров Э.Н. Критика буржуазного общества и эгалитарные концепции в Индии // Народы Азии и Африки, № 6, 1967.

14. Намбудирирад Е. Махатма Ганди и гандизм. М., 1960.

15. Джавахарлал Неру. Открытие Индии. М., 1960.

17. Жуков Е. Об исторической роли Махатмы Ганди// Новое время, № 6, 1956.

18. Дьяков А.М., Рейснер И.М. Роль Ганди в национально-освободительной борьбе народов Индии //Советское востоковедение. № 5, 1956.

19. Комаров Э.Н., Литман А.Д. Мировоззрение Мохандаса Карамчанда Ганди. М., 1969.

20. Регинин А.И. Индийский национальный конгресс: очерки идеологии и политики (60-е - первая половина 70-х годов). М., 1977.

21. Ульяновский Р.А. Мохандас Карамчанд Ганди. М. 1986.

22. Горев А. Махатма Ганди. М., 1989.

23. Степанянц М.Т. Философия ненасилия. Размышления о Ганди и его экспериментах.//Коммунист., № 13, 1990.

24. Полонская Л.Р. Махатма Ганди: смысл жизни.// Новая и новейшая история., № 4, 1960.

25. Ганди М.К. Моя жизнь. М., 1959.

26. Дьяков А. М. Индия во время и после второй мировой войны (1939-1949). М., 1952.

27. Девяткина Т. Ф., Индийский национальный конгресс (1947-1964). М., 1970.

28. Осипов А.М. Великое восстание в Индии 1857 - 1859. М., 1957.

29. Ерофеев Н. Английский колониализм в сер. XIX в. М., 1977.

30. Шигалина О.И. Великобритания на Среднем Востоке. М., 1990.

31. Новая история Индии. М., 1961.

32. Новая история стран зарубежной Азии и Африки. Л., 1971.

33. Проблема истории Индии и стран Среднего Востока. М., 1972.

34. Синха Н.К., Банерджи А.Г. История Индии. М., 1954


Равные права с мужчиной в вопросах брака и развода. Вводился европейский календарь и европейское летоисчисление, европейская одежда. Новый латинский алфавит сменил арабский. Реформы под руководством Кемаля Ататюрка, наряду с политикой «этатизма», несомненно оживили экономическую и общественную жизнь страны. В ходе реформ окончательно оформилась идеология кемализма – одного из течений турецкого...

И коррупцией. Свидетельские показания, игравшие в процессе суда большую роль, в Индии легко покупались и вынуждались. 2 Социально-экономическая и политическая ситуация в Индии в первой половине XIX века С завоеванием Индии англичанами изменилось не только политическое, но и экономическое положение страны. В отличие от прежних завоевателей, которые оседали здесь и ассимилировались с...

В Индии и Китае, гнет колонизаторов привел в Иране к ответным революционным выступлениям народных масс, известным под названием бабидских восстаний. Подобно восстанию тайпинов в Китае, народное движение в Иране развернулось под религиозным знаменем. В начале XIX в. в стране существовала мусульманская секта шейхитов, последователи которой верили, что скоро должен появиться мессия - махди (букв, ...

Рерих, выдающийся художник, ученый, общественный деятель, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Предки Рериха, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой половине XVIII века. Отец Николая Константиновича, владелец нотариальной конторы, был очень образованным человеком, с широким кругом интересов. Дом Рериха часто посещали видные ученые. С детства...