Как защитить пожилого человека от мошенничества
Телефонные звонки из банка, из поликлиники, полиции, соцзащиты, сообщения о выигрыше в лотерею, продажи различных товаров, лекарств, добавок, объявления из ЖКХ — существует множество способов обмана. Пожилые люди — наиболее уязвимая категория граждан, так как часто они живут одни, ввиду возраста становятся более доверчивыми и их легче ввести в заблуждение. Задача близких — объяснить основные способы манипуляции и защитить от злоумышленников.
Методы мошенничества
Видов обмана много, но можно выделить несколько, жертвами которых становятся преимущественно пожилые люди.
Личный визит
Преступники часто посещают квартиры пожилых людей, выдавая себя за сотрудников государственных учреждений или коммерческих организаций. Они предъявляют фальшивые документы, а пожилые люди, привыкшие доверять властным структурам, без страха впускают их в свои дома. Злоумышленники используют эту доверчивость, чтобы убедить жертв купить ненужные товары, согласиться на бесплатные проверки здоровья, которые приводят к предложениям о дорогостоящем лечении, или подписать невыгодные контракты на услуги. Важно договориться с пенсионером, что при принятии решений, когда речь идет о крупных покупках или подписании важных документов, ваше присутствие обеспечит их безопасность.
Также следует научить пенсионеров не открывать дверь незнакомым людям и сообщать о любых незнакомцах, которые хотят их посетить. Допустимо впускать только знакомых медицинских работников или скорую помощь. Если к двери подходит сантехник или электрик, они должны попросить его вернуться позже и предварительно связаться с вами и управляющей компанией для подтверждения их визита.
Объясните пожилым людям, что они не должны заказывать или покупать товары у непроверенных продавцов. Любые предложения товаров или услуг на дому могут представлять потенциальную угрозу, а мошенники, уже однажды обманувшие, могут попытаться вернуться снова.
Звонки по телефону
Вызов может поступить от сотрудника банка, из службы соцзащиты, из пенсионного фонда, МФЦ, от полицейского, от работника телефонной службы. Собеседника только слышно, поэтому «представитель» старается говорить вежливо, обращается по имени и отчеству, использует в разговоре заранее подготовленные слова и фразы. Акцент смещается, что время услуги ограничено, акция вот-вот закончится, нужно быстрее реагировать. Вводят потенциальную жертву, представившись:
- дальними родственниками, друзьями, которым срочно нужны деньги на лечение серьезной болезни;
- очевидцами, которые видели трагическое происшествие с «родственниками» (например, попал в аварию).
Расскажите пожилому родственнику, что мошенники создают все условия, чтобы застать его врасплох, не дают ему возможности обдумать, чтобы заполучить деньги. Также полезно составить список важных контактов для быстрого доступа.
Интернет-мошенничество
Пожилые плохо разбираются в современных технологиях, не могут оперативно проверить информацию.
Рассылка на электронную почту, рекламные предложения, сообщения в мессенджерах, уведомления с госуслуг, из пенсионного фонда и других социальных служб, сообщения в соцсетях от подписчиков, друзей и родственников с призывом о помощи или дать взаймы — направлены на две базовые реакции: страх и возможность получения вознаграждения. Так как информация подается через текст, картинки и видео, попросите вашего родственника всегда сообщать вам о любых подозрительных обращениях.
Признаки мошеннической деятельности
Когда происходит звонок или сообщение от незнакомца, важно обратить внимание на следующие признаки.
Инициация контакта
Будьте настороже, если с вами связывается незнакомец, будь то по телефону, через электронную почту или социальные сети. Независимо от того, кем человек себя представляет (сотрудник банка, полицейский или якобы дальний родственник), важно понимать, что инициатива контакта часто означает, что у собеседника могут быть скрытые мотивы.
Финансовые запросы
Злоумышленники могут просить совершить денежный перевод, оплатить несуществующие сборы или штрафы, внести предоплату за неоказанные услуги. Будьте особенно осторожны, если вас просят предоставить данные вашей банковской карты. Любые запросы на перевод денег или предоставление личной финансовой информации должны вызвать подозрения.
Заманивая щедрыми выплатами, заманчивыми условиями по кредитам и инвестиционными продуктами с высокой доходностью, мошенники уверяют, что пропускать такую уникальную возможность нельзя. Либо пугают возможной потерей денег, предупреждая о скором списании средств или краже.
Манипуляции
Мошенники хорошо подготовлены к вашим вопросам, чем дольше разговор, тем уязвимее становится жертва. Из-за стремления к быстрому результату заставляют принимать решения немедленно. Агрессивная тактика и настойчивость должны насторожить. Предупредите, что если ваш родственник чувствует давление или угрозу, сразу прекращал общение.
Личные данные
Кроме того, мошенники часто просят предоставить банковские данные — номера карт, трехзначный код с обратной стороны банковской карты, пин-код, код подтверждения из смс. Разъясните, что банковский сотрудник никогда не будет запрашивать такую информацию.
Защита пожилых людей от мошенников требует бдительности и знания определенных признаков обмана. Понимание того, что многие мошеннические приёмы основаны на срочности и давлении, может помочь вам избежать потерь.
Применяя эти меры, вы поможете защитить вашего пожилого родственника от мошенников. Напоминание и повторение этих рекомендаций необходимо из-за того, что пожилые люди могут испытывать трудности с запоминанием информации. Обеспечить постоянный присмотр за пожилым человеком бывает сложно, но в этом могут помочь частные пансионаты для пожилых. В таких учреждениях созданы все условия для комфорта и безопасности, что делает доступ мошенников к пожилым людям невозможным.